Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 мая 2014 г. N 404

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ И МЕРЫ 
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ "ЖИЛЬЕ ДЛЯ РОССИЙСКОЙ СЕМЬИ" В РАМКАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНЫМ И КОМФОРТНЫМ ЖИЛЬЕМ И КОММУНАЛЬНЫМИ УСЛУГАМИ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Список изменяющих документов
(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.11.2014 N 1278, от 03.12.2014 N 1305)

I. Основные условия реализации программы

1. Реализация программы "Жилье для российской семьи" в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - программа) осуществляется в 2014 - 2017 годах.
2. В рамках программы предусматривается ввод в эксплуатацию не менее 25 млн. кв. метров общей площади жилья экономического класса дополнительно к объемам ввода жилья, ранее запланированным государственной программой Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2012 г. N 2227-р.
3. К жилью экономического класса в рамках программы относятся жилые помещения, которые соответствуют установленным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса и цена договоров участия в долевом строительстве многоквартирного дома (договоров купли-продажи) которых, а также цена государственных (муниципальных) контрактов на приобретение которых в расчете на 1 кв. метр общей площади таких жилых помещений не превышает минимальной из величин - 30 тыс. рублей или 80 процентов оценки рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади таких жилых помещений, проводимой в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - максимальная цена жилья экономического класса).
4. Жилье экономического класса, построенное (строящееся) застройщиками в рамках программы, подлежит соответственно передаче или продаже по договорам участия в долевом строительстве многоквартирного дома, заключенным в течение такого строительства, либо по договорам купли-продажи, заключенным в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию многоквартирных домов, в которых расположено такое жилье, или жилых домов, относящихся к жилью экономического класса (далее - объекты жилищного строительства), по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья, гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - участников программы имеют право на приобретение такого жилья, из числа граждан:
а) имеющих обеспеченность общей площадью жилых помещений в расчете на гражданина и каждого совместно проживающего с гражданином члена его семьи, не превышающей максимального размера, установленного нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации - участника программы, но не более 18 кв. метров в расчете на одного человека (не более 32 кв. метров на одиноко проживающего гражданина), в случае, если доходы гражданина и указанных членов его семьи и стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и (или) таких членов его семьи и подлежащего налогообложению, не превышают максимального уровня, установленного нормативным правовым актом органа государственной власти субъекта Российской Федерации - участника программы;
б) проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания, или в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (далее - аварийный жилищный фонд);
в) имеющих 2 и более несовершеннолетних детей и являющихся получателями материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" при условии использования такого материнского (семейного) капитала на приобретение (строительство) жилья экономического класса в рамках программы;
г) имеющих 3 и более несовершеннолетних детей;
д) являющихся ветеранами боевых действий;
е) относящихся к категориям граждан, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2012 г. N 1099 "О некоторых вопросах реализации Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" в части обеспечения права отдельных категорий граждан на приобретение жилья экономического класса";
ж) являющихся инвалидами и семьями, имеющими детей-инвалидов.
(пп. "ж" введен Постановлением Правительства РФ от 29.11.2014 N 1278)
5. Нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - участников программы устанавливается право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы всех указанных в пункте 4 настоящего документа категорий граждан или граждан, относящихся к одной из указанных категорий граждан или к нескольким указанным категориям граждан, а также может быть предусмотрено преимущественное право граждан отдельных категорий на приобретение в рамках программы жилья экономического класса.
6. Гражданин, имеющий право на приобретение в рамках программы жилья экономического класса, реализует такое право один раз и только в отношении одного жилого помещения, относящегося к жилью экономического класса.
7. Жилье экономического класса, построенное в рамках программы, может приобретаться у застройщика не позднее 6 месяцев после ввода в эксплуатацию объектов жилищного строительства органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с государственными (муниципальными) контрактами по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья, в целях переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставления такого жилья гражданам по договорам социального найма и иным договорам в соответствии с жилищным законодательством.
8. В случае если в течение 6 месяцев после ввода в эксплуатацию объекта жилищного строительства жилье экономического класса в таких объектах не будет приобретено гражданами, имеющими право на его приобретение, органами государственной власти или органами местного самоуправления жилье экономического класса по выбору застройщика может быть:
а) продано или предоставлено застройщиком во владение и (или) пользование иным лицам на условиях, в том числе по цене, установленных соглашением сторон сделки;
б) продано открытым акционерным обществам "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" или "Агентство финансирования жилищного строительства", являющимся основным и дочерним обществами (далее - акционерные общества), а в случае строительства такого жилья на предоставленных Федеральным фондом содействия развитию жилищного строительства (далее - Фонд) земельных участках - Фонду в соответствии с принятыми ими обязательствами по приобретению у застройщика такого жилья по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья.
9. Приобретенное акционерными обществами либо Фондом в рамках исполнения указанных в подпункте "б" пункта 8 настоящего документа обязательств жилье экономического класса может быть продано, в том числе в кредит или в кредит с условием о рассрочке платежа, органам местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся соответствующие объекты жилищного строительства, по цене, не превышающей установленной максимальной цены жилья экономического класса, увеличенной на размер затрат, понесенных акционерными обществами либо Фондом в связи с приобретением, эксплуатацией и продажей такого жилья, либо передано таким органам местного самоуправления по договору аренды, в том числе с правом выкупа арендованных объектов, или на условиях иных возмездных договоров, предусматривающих права пользования, и (или) владения, и (или) распоряжения жильем экономического класса, в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
10. В случае если органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых находятся соответствующие объекты жилищного строительства, не воспользовались указанным в пункте 9 настоящего документа правом на приобретение или передачу им жилья экономического класса в течение 6 месяцев со дня государственной регистрации права собственности на такое жилье акционерных обществ либо Фонда, такое жилье может быть предоставлено акционерными обществами либо Фондом гражданам по договорам найма, иным возмездным договорам пользования в соответствии с жилищным законодательством либо продано гражданам, иным лицам по цене, не превышающей установленной максимальной цены такого жилья, увеличенной на размер затрат, понесенных акционерными обществами либо Фондом в связи с приобретением, эксплуатацией и продажей такого жилья.

II. Основные меры по реализации программы

11. Реализация программы осуществляется на территориях субъектов Российской Федерации, отобранных в порядке, устанавливаемом Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, с учетом предложений субъектов Российской Федерации и ранее достигнутых в субъектах Российской Федерации объемов жилищного строительства, спроса на жилье, в том числе экономического класса, наличия земельных участков и иных ресурсов для реализации программы. Перечень субъектов Российской Федерации - участников программы определяется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и направляется для рассмотрения в Совет при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья.
12. Высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации - участников программы обеспечивают ее реализацию, в том числе путем наделения необходимыми полномочиями по координации реализации проектов жилищного строительства в рамках программы уполномоченных органов или организаций, и несут ответственность за реализацию программы на территории субъектов Российской Федерации.
13. Проекты жилищного строительства в рамках программы реализуются на земельных участках, находящихся в государственной собственности субъектов Российской Федерации, земельных участках, находящихся в федеральной собственности, полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности), на земельных участках, предоставляемых для такого строительства Фондом в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на земельных участках, находящихся в собственности или в аренде у застройщиков.
14. В целях реализации программы органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - участников программы, в том числе по предложениям органов местного самоуправления, проводят отбор земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также земельных участков, находящихся в собственности или в аренде у застройщиков, отбор таких застройщиков, проектов жилищного строительства на этих земельных участках в соответствии с критериями и требованиями отбора земельных участков, застройщиков, проектов жилищного строительства для реализации программы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 г. N 404, в порядке, установленном органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - участников программы.
Земельные участки, отобранные для реализации программы или предоставленные для реализации программы Фондом, подлежат включению в региональную (муниципальную) программу развития жилищного строительства.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - участников программы и органы местного самоуправления в соответствии с их полномочиями предоставляют земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для строительства жилья экономического класса или комплексного освоения в целях строительства жилья экономического класса в рамках программы в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
15. В рамках каждого реализуемого в рамках программы проекта жилищного строительства предусматривается ввод в эксплуатацию до 1 июля 2017 г. объектов жилищного строительства, общая площадь жилья экономического класса в которых составляет не менее 10 тыс. кв. метров. При этом в рамках таких проектов могут также строиться в соответствии с градостроительным регламентом многоквартирные дома или жилые дома, предназначенные для реализации по рыночным ценам, и иные объекты.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.11.2014 N 1278)
16. В целях обеспечения строительства жилья экономического класса в рамках программы объектами инженерно-технического обеспечения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации - участников программы могут принимать участие в мероприятиях акционерных обществ, предусматривающих финансирование выкупа таких построенных в рамках программы объектов специализированными обществами проектного финансирования путем выпуска облигаций с залоговым обеспечением в соответствии с законодательством Российской Федерации. Условия реализации таких мероприятий, в том числе порядок выкупа объектов инженерно-технического обеспечения и условия выпуска облигаций с залоговым обеспечением, утверждаются акционерными обществами после рассмотрения Советом при Президенте Российской Федерации по жилищной политике и повышению доступности жилья.
17. Предельный объем указанного в пункте 16 настоящего документа финансирования выкупа объектов инженерно-технического обеспечения, построенных в рамках программы, для каждого субъекта Российской Федерации - участника программы, который не может превышать 4 тыс. рублей в расчете на 1 кв. метр общей площади жилья экономического класса, подлежащего строительству (построенного) в рамках программы на территории субъекта Российской Федерации, утверждается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Порядок такого финансирования закрепляется в соглашении об обеспечении строительства жилья экономического класса в рамках программы объектами инженерно-технического обеспечения, заключаемого между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и открытым акционерным обществом "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию".
18. Фонд по запросам застройщиков безвозмездно передает им типовую проектную документацию, право на которую принадлежит Фонду, и (или) право ее использования для строительства жилья экономического класса.
19. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации - участников программы утверждают в соответствии с условиями программы перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, предусмотрев согласие таких граждан на обработку и предоставление их персональных данных, порядок проверки органами местного самоуправления соответствия граждан-заявителей установленным категориям граждан, формирования органами местного самоуправления списков граждан, имеющих право на приобретение жилья экономического класса в рамках программы, ведения уполномоченным органом или организацией сводного по субъекту Российской Федерации реестра граждан, включенных в такие списки, в том числе с учетом подтверждения банками или юридическими лицами, предоставляющими ипотечные займы, возможности предоставления таким гражданам ипотечных кредитов (займов) на приобретение жилья экономического класса или участие в долевом строительстве многоквартирных домов в рамках программы, а также порядок предоставления застройщикам в рамках программы сведений, содержащихся в таком реестре.
Правила формирования списков граждан, имеющих право на приобретение в рамках программы жилья экономического класса, построенного или строящегося на земельных участках, переданных Фондом в соответствии с Федеральным законом "О содействии развитию жилищного строительства", а также порядок, в частности очередность, включения указанных граждан в эти списки устанавливаются субъектами Российской Федерации - участниками программы в соответствии с указанным Федеральным законом.

III. Основные условия определения цены выкупа объекта инженерно-технического обеспечения и арендной платы (лизингового платежа) при передаче объекта инженерно-технического обеспечения в аренду (лизинг) ресурсоснабжающей организации

(введен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1305)

20. При выкупе объектов инженерно-технического обеспечения специализированными обществами проектного финансирования необходимо одновременное соблюдение следующих условий:
а) цена выкупа объекта инженерно-технического обеспечения не может превышать первоначальную балансовую стоимость такого объекта, определенную в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете;
б) цена выкупа объекта инженерно-технического обеспечения не может превышать стоимости строительства, модернизации и (или) реконструкции такого объекта, определенной с использованием укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, а также укрупненных нормативов цен типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики;
в) цена выкупа объекта инженерно-технического обеспечения не может превышать ограничения, предусмотренного пунктом 17 настоящего документа.
21. При передаче выкупленного (предназначенного к выкупу) специализированным обществом проектного финансирования объекта инженерно-технического обеспечения в аренду или лизинг ресурсоснабжающей организации арендная плата или лизинговый платеж устанавливаются с соблюдением следующих условий:
а) размер арендной платы или лизингового платежа должен быть определен в соответствии с методическими указаниями по расчету размера арендной платы (лизингового платежа) при передаче ресурсоснабжающим организациям в аренду или лизинг объектов инженерно-технического обеспечения, выкупленных (предназначенных к выкупу) специализированными обществами проектного финансирования, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и обеспечивать покрытие экономически обоснованных расходов, связанных с приобретением и владением таким объектом, а также с организацией и сопровождением выкупа такого объекта, возвратом и обслуживанием займов и кредитов, полученных на цели выкупа объекта и (или) выплат по облигациям с залоговым обеспечением;
б) при определении размера арендной платы (лизингового платежа) учитываются исключительно расходы специализированных обществ проектного финансирования и не учитываются другие источники финансирования работ по строительству, модернизации и реконструкции объектов инженерно-технического обеспечения, в том числе плата за подключение (технологическое присоединение), средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, государственных корпораций и регулируемых организаций, учтенные при установлении их тарифов.

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.