Некоторые итоги деятельности Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области по вопросам защиты прав потребителей за 2013 год

Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ленинградской области (далее - Управление) в 2013году проведено 1472 проверки за соблюдением хозяйствующими субъектами требований законодательства о защите прав потребителей.

В сравнении с 2012 годом повысился удельный вес проверок в сфере услуг – с 37 % до 38,4 %, соответственно, снизилась доля проверок в сфере торговли (с 63 % до 61,6 %).

Структура проведенных мероприятий в сфере услуг по видам деятельности составила: 21,6 % - по оказанию услуг общественного питания, 15,4 % - жилищно-коммунальных услуг, 10,3 % - туристских услуг, 8,7 % - платных медицинских услуг, 6,4 % - бытовых услуг населению, 6,0 % - транспортных услуг населению, 5,0 % – платных образовательных услуг, 3,0 % - услуг связи, 3,0 % – услуг на финансовом рынке, 20,6 % - прочих услуг.

В 2013 году по сравнению с 2012 годом были запланированы проверки субъектов в таких сегментах потребительского рынка, как предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомототранспортных средств, услуг автостоянок, деятельности платежных агентов, в сфере долевого строительства жилья.

В ходе контрольно-надзорных мероприятий было выявлено 3993 нарушения Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) и иных законов и нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей, в том числе:

38,8 % - нарушения права потребителя на получение необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах) (ст.ст. 8 – 12 Закона);

8,0 % - нарушения права потребителя на качество и безопасность товара (работы, услуги) (ст.ст. 4, 7 Закона);

3,1 % - выявление в договорах условий, ущемляющих права потребителей (ст. 16 Закона). Нарушения выявлялись в договорах управления многоквартирными домами, потребительского кредитования, оказания туристских, медицинских, образовательных услуг и пр.;

50,1 % - нарушения других статей Закона «О защите прав потребителей» и иных законов и нормативных правовых актов РФ в области защиты прав потребителей (правил предоставления коммунальных услуг гражданам, правил оказания услуг по реализации туристского продукта, правил оказания медицинских услуг, правил бытового обслуживания населения, правил продажи отдельных видов товаров и др.).

Результативность проводимых мероприятий по контролю (число выявленных нарушений норм законодательства о защите прав потребителей в расчете на одну проверку) составила 2,71 (в 2012 году - 2,4), что выше среднего показателя по РФ  (2,01 в 2012 году).

При этом в сфере услуг результативность выросла на 25,1 % (с 2,55 до 3,19), в сфере торговли - на 4,3 % (с 2,31 до 2,41).

Существенно выросла результативность проверок в таких сферах деятельности, как оказание медицинских услуг – рост на 89 %, оказание туристских услуг – рост на 46 %, услуг общественного питания – рост на 43,4 %.

По результатам надзора к административной ответственности привлечены 1668 юридических и должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан (в 2012 году – 1667). Общая сумма штрафов составила 7 млн. 192 тыс. 800 рублей.

В 2013 году в Управление поступило 4075 обращений на нарушение прав потребителей (за период с 2011 по 2013 год число поступивших письменных обращений на нарушение прав потребителей возросло почти в 2 раза).

Удельный вес принятых мер по результатам рассмотрения письменных обращений на нарушения прав потребителей составил 42,9 %.

По сравнению с предыдущим годом произошло значительное изменение структуры обращений: наблюдался рост количества обращений на нарушения в сфере оказания различных видов услуг населению и составил 69,3 % (в 2012 году – 50,6 %), как и в прошлом году, основная масса которых (76 %) - по вопросам оказания жилищно-коммунальных услуг (в 2012 году – 71,4 %). Увеличилось количество обращений по вопросам участия граждан в долевом строительстве жилья с 5 обращений в 2012 году до 65 - в 2013, в сфере предоставления риэлтерских услуг – с 1 в 2012 году до 13 в 2013. Доля обращений на нарушения в сфере предоставления бытовых услуг - 4,4 % (123 обращения), на нарушения в сфере оказания услуг связи – 3,2 % (91 обращение).

Специалистами Управления совместно с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области» в 2013 году продолжена работа по информированию и консультированию потребителей:

  • дано 9 952 консультаций (в том числе, по телефонам «горячих линий», через работу общественной приемной и ее филиалов, на личных приемах;
  • составлено 1801 претензия и 298 исков;
  • проведено 3374 просветительских мероприятий с целью информирования населения о способах защиты прав потребителей (размещение материалов на сайтах Управления, ОМСУ, Правительства Ленинградской области и др., публикации в СМИ, выступления на радио и ТВ, лекции в школах и на предприятиях, семинары, «круглые столы» и пр.).

В 2013 году Управлением была активизирована работа, направленная на повышение эффективности судебной защиты прав потребителей:

  • подано в суды 91 иск в защиту неопределенного круга потребителей, 32 иска  в защиту конкретного потребителя. Судами рассмотрено 55 исков в защиту неопределенного круга потребителей, из них удовлетворены требования 54 исков, что составило 98,1 % от общего количества рассмотренных. Удельный вес удовлетворенных исков от числа рассмотренных в защиту конкретного потребителя составил 100 %;
  • Управление выступало в судах в качестве государственного органа, дающего заключение по делу в целях защиты прав потребителей - в 2013 году подано 156 заключений. Присуждено денежных средств в пользу потребителей - 2 млн. 295,7 тыс. рублей, из них - 175,0 тыс. рублей – в качестве компенсации морального вреда.

В рамках второй долгосрочной целевой программы «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы» (утв. Постановлением Правительства Ленинградской области от 13.09.2012 № 286) реализованы следующие мероприятия:

  • - обеспечена деятельность информационно-консультационных центров (ИКЦ) для потребителей в 17-ти муниципальных районах и городском округе;
  • в муниципальных районах создано 8 координационных советов по вопросам защиты прав потребителей;
  • утверждены и реализуются  муниципальные программы по защите прав потребителей  в 7-ми муниципальных районах Ленинградской области;
  • проведена актуализация и расширение инфотеки по защите прав потребителей (создано 10 новых информационных блоков);
  • разработано и издано: справочников - 200 экземпляров, брошюр - 800 экземпляров, памяток - 2000 экземпляров;
  • организованы и проведены 4 обучающих семинара «О задачах по реализации мероприятий долгосрочной целевой программы «Развитие системы защиты прав потребителей  Ленинградской области на 2012-2014 годы» в 2013 году и вопросах защиты прав потребителей в наиболее актуальных сферах потребительского рынка» с общим числом участников 160 человек;
  • проведено 200 независимых экспертиз товаров, работ, услуг.

Сотрудниками ИКЦ в 2013 году было дано потребителям 3920 консультаций,  составлено 756 претензий и 374 проекта исков.

В 2013 году Управлением ежегодно актуализируется и направляется Главам администраций муниципальных районов проект типовой муниципальной целевой программы по защите прав потребителей для разработки и утверждения в установленном порядке с учетом особенностей состояния потребительского рынка соответствующего района.

По состоянию на 01.01.2014 на территории Ленинградской области действует 7 муниципальных целевых программ по защите прав потребителей (Бокситогорский, Волховский, Всеволожский, Кингисеппский, Лодейнопольский, Подпорожский, Тихвинский районы), в стадии рассмотрения и утверждения главами Администраций Муниципальных образований - 6 проектов муниципальных целевых программ (Выборгский, Лужский, Тосненский, Кировский, Гатчинский, Сланцевский районы).

Управлением организована и проведена II межрегиональная конференция на тему: «Актуальные аспекты развития и совершенствования региональной системы защиты прав потребителей», принято участие в заседании секции № 13 «Защита прав потребителей», проведенной в рамках IV Всероссийской конференции с международным участием «Профилактическая медицина – 2013».

Таким образом, в 2013 году была продолжена работа, направленная на развитие региональной системы информирования и консультирования потребителей Ленинградской области, включающей в себя Управление и его территориальные отделы, ФБУЗ «ЦГиЭ в ЛО» и его филиалы (консультационные пункты), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей, а также информационно-консультационные центры, действующие в рамках долгосрочной целевой программы «Развитие системы защиты прав потребителей в Ленинградской области на 2012-2014 годы» и финансируемые из областного бюджета.

В целом в 2013 году потребители Ленинградской области получили 18 549 консультаций, было составлено 3 567 претензий и 838 исков.

Управлением определены следующие приоритетные задачи в сфере защиты прав потребителей на 2014год:

  • дальнейшее развитие и совершенствование системы информирования и консультирования населения, оказание помощи гражданам в составлении претензий и исковых заявлений, дача заключений по делам в судебных органах;
  • повышение степени участия в судебной защите прав потребителей; повышение доли удовлетворенных исков;
  • дальнейшее развитие взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере обеспечения санитарно - эпидемиологического благополучия населения Ленинградской области и защиты прав потребителей;
  • формирование активных групп населения и повышение роли общественного контроля в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей»;
  • обеспечение эффективного взаимодействия Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области и органов исполнительной власти Ленинградской области, местного самоуправления и общественных объединений потребителей.
© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.