27-02-2013
Константин Патраев: «Реформа МСУ направлена на улучшение жизни людей»

Версия для печати

Наверное, уже каждый житель области слышал о том, что в Ленобласти идет реформа местного самоуправления. Однако многие жители до сих пор не разобрались, для чего она нужна. Чего уж греха таить: даже некоторым депутатам и руководителям поселений не до конца очевидна необходимость перемен. На вопросы отвечает человек, курирующий развитие системы местного самоуправления на территории области – первый вице-губернатор Константин Патраев.

А смысл в чём?

- Константин Николаевич, говоря о реформе местного самоуправления видно, что многие не до конца понимают: объединение поселений и объединение администраций райцентра с районной - это одна реформа или разные вещи? В чем особенности и принципиальные различия?

Это разные направления. Проведение реформы в Ленинградской области планируется по двум основным направлениям. Первое, объединение администраций муниципального района и городского поселения, являющегося административным центром района. В этом случае нужно понимать, что мы не говорим об объединении первого и второго уровня власти. Произойдет слияние только административного аппарата района и города, персонал двух администраций объединится в единую администрацию и сотрудники перестанут, наконец, дублировать функции друг друга, разобраться в путанице которых жители зачастую не в состоянии. Отдельно замечу, что бюджеты и депутатские корпусы этих муниципальных образований объединяться ни в коем случае не будут, и все ветви власти будут исполнять свои функции в полном объеме.

Это направление не является новым для нас, оно имеет в нашем регионе свою историю, которая подтверждает эффективность подобного слияния на практике. Работа по слиянию администраций муниципального района и районного центра началась практически сразу после принятия изменений в 131-й Федеральный закон, которые были инициированы нашим регионом.

В прошлом году в четырех муниципальных районах уже действовали объединенные администрации города и района: в Выборгском, Подпорожском, Приозерском и Тихвинском. Практика этих районов показывает, что подобные изменения идут только на пользу жителям: становится проще и понятнее процесс получения услуг в органах власти, так как действует одна администрация; ликвидируется возможность перебрасывания заявлений жителей из одной администрации в другую, сокращаются расходы на содержание администрации и т.п. С началом 2013 года к ним присоединились Бокситогорский, Волховский, Кингисеппский, Киришский, Лодейнопольский районы. Отмечу, что решения об объединении принимаются по обоюдному согласию, как депутатами города, так и депутатами района.

Второе направление – это объединение городских и сельских поселений. Сегодня жизнь показала, что поодиночке небольшим муниципальным образованиям просто не выжить. Нехватка ресурсов (финансовых, кадровых, территориальных) обрекает их жителей на отсутствие каких-либо надежд на развитие территории. Проблемы таких мест годами не решаются, и бездействовать сегодня уже нельзя. Наша задача – не ухудшить жизнь людей, а объединить усилия территорий и сообща найти ресурсы для развития всех тех городов, поселков и деревень Ленинградской области, где живут сегодня люди. Маленькое МО объективно не может построить дороги, детские площадки, создать инфраструктуру и все то, в чем люди сегодня нуждаются и что должны получать там, где живут. А инвестор не приходит в такие муниципальные образования в силу тех же причин – отсутствия ресурсов. Именно поэтому, объединение небольших муниципальных образований сегодня – это важный фактор развития этих территорий.

Основными показателями к объединению станут: малонаселенность и дотационность, плохая обеспеченность кадрами. Так, например, есть поселения с хорошей инфраструктурой, промышленными предприятиями и как следствие высокой бюджетной обеспеченностью, но существуют границы территории – нет возможности для дальнейшего развития. И с другой стороны, рядом находится другое поселение, имеющее много земли, но здесь нет предприятий и соответственно нет бюджетных поступлений. При объединении, у единого поселения будет и земля для развития, и значительный бюджет для оказания населению качественной помощи.

В Ленинградской области уже есть небольшой, но достаточно показательный опыт подобного объединения муниципальных образований. Речь идет о Светогорском и Лесогорском поселениях Выборгского района, которые объединились в 2008 году. Объединение двух этих различных по своему развитию территорий дало, на наш взгляд, явный положительный эффект. Это выражается в том, что в объединенном МО появились новые территориальные ресурсы для развития и приход инвесторов позволяет сегодня начинать реализацию давно задуманных и очень важных для жителей проектов: строительства спортивных объектов, зон отдыха, комплексного благоустройства. Кроме того, объединение повлияло на социально-экономические показатели: в два раза произошло снижение безработицы, на 30% сократились расходы на содержание администраций. Цифры бюджета значительно изменились: если в 2007 году бюджет Светогорского поселения составлял 42 млн рублей, а Лесогорского – 8 млн рублей, то после объединения консолидированный бюджет поселения вырос в несколько раз и в 2012 году составил 236 млн рублей. Конечно же, все это произошло не вдруг и не одномоментно, однако этот пример показывает правильность наших шагов и скоро он перестанет быть единичным в нашем регионе. Сегодня уже ряд муниципальных образований первого уровня стратегически подходят к планированию развития своих территорий и видят реальные перспективы в объединении своих ресурсов и усилий. Руководство и депутаты этих поселений очень грамотно продумывают все возможные варианты развития своих населенных пунктов, обсуждая их с жителями. Очень важно понимать, что каждый человек в душе всегда боится перемен, ожидая, что они будут только к худшему. И здесь критически важно вовлекать людей в обсуждение проблем того места, где они живут, и вместе обсуждать возможности преобразований, планировать их результаты.

Сейчас ведется работа по подготовке различных вариантов объединения в Бокситогорском, Выборгском, Лужском районах. В Разметелевском и Колтушском сельских поселениях Всеволожского района уже прошли общественные слушания, инициатива объединения этих двух муниципальных образований была поддержана жителями.

 Неосвоенные деньги

- Константин Николаевич, мы помним 2005 год и вступление в силу 131 ФЗ, почему сегодня снова появляется необходимость изменения муниципальных границ?

- Дело в том, что принятая восемь лет назад муниципальная нарезка территорий на тот момент была логична и уместна. Но время идет. Меняются возможности территории, мигрирует население, предприятия, вследствие чего какие-то населенные пункты расширяются, а какие-то «вымирают». Экономическая самостоятельность, способность муниципальных властей обеспечить население необходимыми услугами – вот основные показатели жизнедеятельности городского или сельского поселения.

У нас есть твердое убеждение, что не может власть быть действенной, если у нее нет ресурсов и рычагов для исполнения своих полномочий. Сегодня в регионе почти треть муниципальных образований, где собственных доходов не хватает даже на выплату заработной платы сотрудникам администрации. Во многих поселениях до 85% бюджета составляют затраты на содержание органов МСУ. О каком исполнении функций местного самоуправления может идти речь? Какой смысл существования этих муниципальных образований? Зачастую, в бюджете поселения не хватает денег для того, чтобы поменять лампочку в подъезде. Они не могут отремонтировать колодец, поменять кровлю на социальных объектах. О более серьезных работах говорить уже не приходится. В то же время в области есть крупные серьезные муниципальные образования, у которых сформирован профицитный бюджет.

Задача реформы не сократить власть, а путем объединения слабых с сильными сделать муниципальные образования самодостаточными, для того, чтобы органы власти на местах могли качественно исполнять свой набор полномочий.

Зачастую мы видим ситуацию, когда с одной стороны поселение и могло бы участвовать в федеральной либо региональной программе по ЖКХ или ремонту дороги, но оно не принимает участия по причине отсутствия в администрации грамотного специалиста. Например, в 2012 году мы впервые отдали миллиард рублей муниципальным образованиям на ремонт городских и деревенских дорог. Исполнение составило только 10%. И эта ситуация происходит не потому что местные власти не хотят. Специалисты не знают, как им провести конкурс, составить и утвердить сметы, у них опыта в такой работе. Во-первых, слишком накладно в одном поселении, особенно в сельском, иметь специалистов по разным направлениям, а во-вторых, сколько у нас сейчас поселений первого уровня – 203 – так вы еще попробуйте найти столько опытных специалистов.

Поэтому если мы хотим, чтобы муниципальные образования начинали участвовать в региональных и областных программах на следующий год, работу по объединению нужно начинать уже сегодня.

Мы понимаем, что любые преобразования всегда имеют как сторонников, так и противников. В группе возражающих сегодня могут быть и те муниципальные служащие, кто боится остаться не у дел. Наша задача здесь – не лишить людей работы, а найти новые возможности на территории.

Поэтому на переходный период мы планируем постепенное сокращение администраций, в основном за счет пенсионеров достигших пенсионного возраста. Если объединяются два поселения с численностью служащих 10 человек каждое, то в объединенном поселении будет предусмотрено 18 специалистов.

Мы также понимаем, что на общественных слушаниях есть вероятность того, что жители «богатого» поселения могут высказаться против объединения с «бедным» поселением, не видя в этом целесообразности. Они считают, что имеют неплохой доход на душу населения, которым не хотят ни с кем делиться, полагая, что с каждым годом будут богаче и богаче, а что происходит в соседних поселениях им не важно. Но это не так. Особенности государственной политики таковы, что существуют показатели бюджетной обеспеченности на душу населения. И если в каком-то поселении эти показатели превышают норму, «излишки» направляются в региональный бюджет и после перераспределяются на дотационные поселения. Поэтому при объединении территорий, жители богатого не теряют той экономической обеспеченности, которая существовала на момент объединения, а получают дополнительный потенциал для развития территории. Ведь чем богаче общий уровень благосостояния поселений, тем выше уровень обеспеченности и больше средств останется на местах.

- Хорошо, вот решили, допустим, два поселения объединиться. А в каждом – по десятку деревень. Не приведет ли их укрупнение к тому, что жителям удаленных населенных пунктов будет сложнее обращаться в органы местной власти?

- Мы понимаем, что при любых территориальных преобразованиях у жителей возникают опасения, что власть удалится от них. Поэтому, в случае присоединения одного муниципального образования к другому, было решено сохранить в бывшем административном центре присоединенного поселения территориальной отдел нового муниципалитета. Количество специалистов, задействованных непосредственно в работе с гражданами, останется прежним.

Кроме того хочу отметить, что объединение муниципальных образований не подразумевает упразднения муниципальных и тем более государственных учреждений. Количество больниц, школ, детских садов и домов культуры останется прежним. Муниципальные учреждения социальной сферы, находятся в ведении районов. А значит учреждения не почувствуют никаких изменений.

- Есть ли смысл объединяться нескольким бедным поселениям?

- Уверен, что да. Конечно, нужно смотреть и просчитывать экономику каждого конкретного случая, но, как правило, органы местного самоуправления в бедных поселениях совершенно бессильны. Объединение позволит не только сократить затраты на содержание органов местного самоуправления, но и усилить кадровый состав администрации, даст реальную возможность эффективно начать управлять территорией, участвовать в региональных и федеральных программах, о чем я уже говорил. Меры региональной поддержки в рамках политики укрупнения муниципальных образований Ленинградской области станут стимулом для эффективного социально-экономического развития объединившихся территорий. На мой взгляд, лучше образовать одно более сильное поселение, объединив ресурсы и человеческий потенциал и создать более достойные условия для своих жителей, чем оставаться бедными и бояться перемен. Хочу еще раз отметить, что все изменения и преобразования территории будут происходить только с согласия жителей.

- Вы же понимаете, что даже после объединения ряда поселений, всё равно будут более сильные и более слабые. Как регион будет влиять на эту ситуацию?

- Сегодня в области действует бюджетная система, при которой сначала все доходы собираем наверх, а потом сверху распределяются вниз. Конечно, социально-значимые вопросы, связанные со строительством школ или Дворцов спорта муниципалы решают совместно с региональными властями. Но всё, что связано с текущим и капитальным ремонтом, с реконструкцией - на месте виднее. Где нужно, прежде всего, поставить окна – в школе или детском саду, где нужно отремонтировать кровлю, где нужно сделать подъезд к жилому кварталу, какую дрогу отремонтировать. Это должны решать местные власти. Для этого они должны гарантированно иметь свои доходы. Поэтому сегодня мы уходим от финансирования каждого муниципального образования. Невозможно финансировать 203 муниципальных образований, а еще и контролировать, как они используют бюджет. Для этого есть районные власти.

Поэтому губернатором Александром Дрозденко принято решение об изменении системы финансирования. Теперь деньги, аккумулированные в бюджете области, будут целевым образом отдавать в район, а район будет их распределять по муниципальным образованиям первого уровня, а после отчитываться об исполнении перед региональными властями.

- Вы говорите о том, что инициатива об объединении должна исходить от жителей, а как это планируется осуществить на практике? Знают ли жители о такой возможности? Ведь обычно инициаторами подобных процессов становятся местные власти. Но если они не хотят, чтобы их сокращали, значит будут всячески «замыливать» эту реформу. Какой выход из ситуации вы видите?

Во-первых, я очень надеюсь, что представители СМИ области помогут в освещении и разъяснении этих вопросов. Также считаю, что функции инициаторов объединения должны взять на себя общественные организации и депутаты, представляющие интересы граждан. И эти инициативы уже высказываются.

Кроме того, сегодня в области готовится проект «О мерах поддержки муниципальных образований Ленинградской области, принявших решение об объединении» - это своего рода «подушка безопасности», обеспечивающая, прежде всего экономические гарантии со стороны Правительства на переходный период для тех муниципальных образований, которые приняли решение об объединении.

Так, например, в бюджете региона предусмотрена система грантов за достижение наилучших показателей при оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления. В 2013 году это 20 млн. руб., и с каждым годом сумма будет расти. Полученные призовые средства муниципалы смогут направить на разработку документов территориального планирования, градостроительного зонирования, а также на резервирование земельных участков для муниципальных нужд в связи с объединением муниципальных образований.

Кроме того, в составе долгосрочных целевых программ будут предусматриваться шаги, направленные на выравнивание развития объединяемых поселений:  это строительство объектов социальной сферы, коммунальной и дорожной инфраструктурой, создание молодежных центров и многое другое.

- В какие сроки должна пройти реформа?

- Не возьмусь называть конкретные сроки, но, учитывая предложения самих муниципальных образований, реформа в Ленинградской области плавно пройдет в 2013-2014 годах. Я хочу еще раз подчеркнуть, что речь идет не о революции, а об эволюции системы МСУ на территории нашего региона. Сокращение количества муниципальных образований в связи с их объединением, безусловно, упростит ту запутанную мозаику власти, в которой сегодня с трудом разбираются жители, и позволит выстроить более эффективную модель местного самоуправления в нашем регионе, жители которого перестанут делиться на жителей депрессивных и зажиточных поселений.

Уверен, что в итоге реформы власть на местах станет более понятной, доступной и продуктивной, а жители в будущем реально увидят позитивное преображение своих территорий.

Беседовала Анна Давыдова.

 



Официальный сайт Президента РФ Официальный сайт Правительства РФ

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.