30-11-2012
Первый шаг к объединению поселений – общественные слушания

Версия для печати

Реформа системы местного самоуправления, запущенная в нашем регионе по инициативе Губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, набирает темп. Уже в ближайшее время в области может произойти укрупнение нескольких десятков городских и сельских поселений. Однако все решения об объединении муниципальных образований должны приниматься только по инициативе самих жителей. По словам первого вице-губернатора Ленобласти Константина Патраева, это является основополагающим принципом муниципальной реформы.

Подробнее о реализуемой в Ленинградской области реформе местного самоуправления первый вице-губернатор области Константин ПАТРАЕВ рассказывает в своем интервью «Вестям».

Константин Николаевич, расскажите, пожалуйста, о концептуальных задачах проводимой в Ленинградской области реформы системы местного самоуправления. Каковы цели укрупнения муниципальных образований городских и сельских поселений?

– Прошло семь лет работы Ленинградской области в новой системе местного самоуправления. Это время дало нам достаточные основания оценить эффективность сформированной в 2005-м и начавшей свое полное функционирование в 2006 году территориальной организации местного самоуправления. И если в 2006 году действовавшую муниципальную «нарезку» территории можно было считать в значительной степени уместной, то к сегодняшнему дню она уже очевидным образом устарела.

Экономика, как известно, это основа жизнедеятельности самостоятельного муниципального образования.

И если, с одной стороны, во многих городских и сельских поселениях мы отмечаем несомненные успехи в экономическом развитии, то с другой стороны – есть муниципальные образования, которые по объективным причинам не смогли добиться нужного развития на своей территории. Такие поселения существуют за счёт бюджета района и области.

В то же время нередко по соседству находится муниципальное образование, имеющее солидные бюджетные показатели по доходам, но, к сожалению, оно оказывается «зажатым» в тиски своей ограниченной территорией, которой в итоге не хватает для дальнейшего развития.

В результате получается резкий дисбаланс. Два соседних муниципальных образования имеют совершенно разную бюджетную обеспеченность в расчете на одного жителя и, соответственно, совершенно разные возможности для оказания услуг своему населению.

Губернатор Ленинградской области считает, что региональные власти не должны мириться с подобным состоянием дел. Область фактически содержит органы местного самоуправления, а они, в свою очередь, просто не способны качественно удовлетворять запросы граждан. Поэтому ситуацию необходимо исправлять.

– Как реформа отразится на качестве управляемости территорий, работе органов самоуправления по жизнеобеспечению населенных пунктов?

– Когда на одной территории действует много субъектов, каждый из которых обладает собственными властными полномочиями, то зачастую неясно, кто же все-таки способен решить требуемый вопрос. Таким образом «размывается» власть, «размывается» ответственность.

Сокращение количества муниципальных образований, безусловно, упростит ту многоликую мозаику, в которой сегодня с трудом разбираются и граждане, рассчитывающие на получение минимального набора качественных услуг, и предприниматели, которым нужно содействие в развитии их бизнеса.

Организация власти на местах станет в результате объединения более понятной, а следовательно, и более продуктивной и в конечном итоге более доступной, как бы это ни казалось парадоксальным на первый взгляд.

Хотел бы особо подчеркнуть, что все преобразования будут проходить только по инициативе жителей и с согласия местных советов депутатов.

Первым шагом в данной реформе станет проведение общественных слушаний, в которых смогут принимать участие все жители этих поселений. Далее решения, принятые на общественных слушаниях, будут рассматриваться местными и районными советами депутатов, а затем – депутатским корпусом Законодательного собрания Ленинградской области. После принятия депутатами ЗакСа соответствующих областных законов объединение муниципальных образований будет считаться правомочным.

Данный алгоритм, разработанный Правительством области на основе действующего закона, получил положительное юридическое заключение Центра экспертиз Санкт-Петербургского государственного университета.

Хотел бы напомнить, что в Ленинградской области уже есть успешный опыт подобного объединения муниципальных образований. Речь идет, как вы понимаете, о Светогорском и Лесогорском городских поселениях Выборгского района Ленобласти. 2 марта 2009 года там прошел референдум о возможности объединения территорий. Большинство жителей высказались в пользу такого решения. Затем, по обращению местных депутатов, парламентский корпус ЗакСа Ленобласти принял региональный закон об объединении этих муниципальных образований в одно Светогорское городское поселение с административным центром в городе Светогорск.

Жители Лесогорска выиграли за счет присоединения к муниципальному образованию с более высокой степенью обеспеченности, а Светогорск получил территорию для развития. Результаты не заставили себя ждать: если в 2008 году бюджет Светогорского поселения составлял 42 млн рублей, а Лесогорского – 8 млн рублей, то после объединения бюджет поселения вырос в несколько раз и в 2012 году составил 236 млн рублей.

– Однако не приведет ли укрупнение к тому, что жителям удаленных населенных пунктов будет сложнее обращаться в органы местной власти, государственные и муниципальные учреждения? Ведь они, как правило, сосредоточены именно в административных центрах поселений…

– Как мы знаем и из мировой, и из российской практики, при любых территориальных преобразованиях у жителей укрупняемых муниципальных образований возникают опасения, что власть удалится от них. Поэтому в Ленинградской области, в случае присоединения одного муниципального образования к другому, было решено сохранять в бывшем административном центре присоединенного поселения территориальной отдел администрации нового муниципалитета. И это является одним из основных принципов проводимой нами работы.

Жители должны иметь возможность получать все услуги в необходимом объеме, поэтому сокращению будут подвергаться только штатные единицы руководителей администраций. Это логично. При объединении двух поселений вместо двух глав администраций должен остаться один. Количество специалистов, задействованных непосредственно в работе с гражданами, останется прежним.

Кроме того, хочу отметить, что объединение муниципальных образований не подразумевает упразднения муниципальных и тем более государственных учреждений. Количество больниц, школ, детских садов и домов культуры останется прежним. Муниципальные учреждения социальной сферы находятся в ведении районов. А значит, учреждения не почувствуют никаких изменений.

– В какие сроки планируется реализовать эти мероприятия?

– Мы предполагаем две «волны» укрупнения: в 2013 и в 2014 годах. Здесь надо понимать, что муниципальные образования, которые объединяются, обязаны соблюсти ряд процедур, в том числе провести публичные слушания, рассмотреть инициативы на заседаниях советов депутатов. В случае одобрения инициатив обратиться к Губернатору с предложением о подготовке объединения. Затем Губернатор вносит проект закона в Законодательное собрание Ленинградской области.

С момента вступления закона в силу муниципальные образования считаются объединенными, назначаются и проводятся выборы в новый совет депутатов объединенного поселения, утверждается устав муниципального образования, проводится конкурс на должность главы местной администрации, утверждается бюджет.

По поводу того, в каких районах сейчас проходит процесс укрупнения, говорить пока не совсем уместно, потому что непосредственно перед началом процесса будет произведена серьезная аналитическая работа. А решение об укрупнении принимают депутаты. С моей стороны, некорректно оглашать названия этих муниципальных образований до того, как жители и депутаты примут соответствующие решения.

Могу только сказать, что в настоящее время в районах рассматривается около тридцати вариантов объединения муниципальных образований. И если сейчас в Ленинградской области существует 221 муниципальное образование (203 городских и сельских поселения, 17 районов и один городской округ – Сосновый Бор), то в ближайшие годы это число может сократиться на несколько десятков.

– Насколько известно, для укрупняемых муниципальных образований предусмотрены определенные меры поддержки и преференции со стороны области. Расскажите, пожалуйста, об этом поподробнее.

– Речь идет о том, что для тех муниципальных образований, которые решили участвовать в укрупнении, сохраняется суммарный фонд оплаты труда на уровне 90 процентов от суммы фондов оплаты труда муниципальных образований до укрупнения. Это значит, что если в администрациях каждого из двух муниципальных образований, участвующих в объединении, работало по десять человек, то в администрации объединенного поселения будут трудиться 18 человек. Это позволит нам сохранить представителей власти в отдаленных муниципальных образованиях.

Вторая существенная мера поддержки состоит в том, что на переходный период за объединенным муниципальным образованием сохраняется суммарная дотация на выравнивание бюджетной обеспеченности, которую получали бы оба поселения до объединения. Это тоже большой стимул для нового муниципального образования, которому придется налаживать работу на начальном этапе своего становления. Меры поддержки, на первый взгляд, достаточно простые, но нужно понимать, что для областных органов власти это были непростые решения.

– Константин Николаевич, как известно, в Ленинградской области запущен процесс объединения районных администраций и администраций городов-райцентров. В чем, на ваш взгляд, заключаются основные преимущества объединения администраций?

– Работа по слиянию администраций муниципального района и районного центра началась в Ленинградской области практически сразу после принятия изменений в Федеральный закон, который был инициирован нашим регионом.

В настоящее время уже в четырех муниципальных районах фактически действуют объединенные администрации города и района: в Выборгском, Подпорожском, Приозерском и Тихвинском. С 1 января 2013 года к ним присоединятся Бокситогорский, Волховский, Кингисеппский, Лодейнопольский районы.

Также ведется работа по подготовке этих решений и в других районах - готовятся поправки в уставы муниципальных образований городов и муниципальных районов. Мы рассчитываем, что полностью эту работу можно будет завершить в 2014 году.

Дело в том, что этот процесс затрагивает структуру органов местного самоуправления, а значит, эти изменения вступают в силу только после истечения срока полномочий советов депутатов, которые эти решения принимали, что, как вы понимаете, случится только в 2014 году. До этого момента решения, касающиеся объединения администраций города и района, могут носить только временный характер.

Тем не менее это время нужно использовать для того, чтобы отработать все организационные и правовые вопросы, связанные с формированием новой объединенной администрации, с правопреемством в отношении обязательств и имущества.

Такое организационное решение, я имею в виду модель объединения администраций, лежит на поверхности здравого смысла. Именно поэтому Ленинградская область так долго добивалась этих поправок в 131-й Федеральный закон и именно поэтому мы преуспели в реализации соответствующих норм.

Отрадно отметить, что Ленинградская область становится модельным регионом по проведению муниципальной реформы. Уже сегодня к нам приезжают делегации из других регионов России, которые внимательно изучают и перенимают наш опыт, детально разбираются в механизмах и принципах проводимой реформы. К примеру, недавно Ленинградскую область посетили специалисты из Владимирской области, которые изучали работу объединенных администраций в Выборгском и в Тихвинском районах. В декабре к нам собираются приехать коллеги из Новгородской области.

– Действующая система пре-дусматривает, что нижний уровень местной власти – это органы самоуправления административных центров поселений. Фактически в поселках, отстоящих от административного центра поселения, представителей местной власти нет… Едва ли этот факт не может не вызывать беспокойства с точки зрения управляемости и обеспечения безопасности на территориях! Как решить эту проблему?

– Вы правы. Из двух тысяч восьмисот сельских населенных пунктов на территории Ленинградской области только в ста сорока двух расположены администрации сельских поселений. Остальные не имеют на своей территории каких-либо властных органов. Только это не специфика действующего законодательства о местном самоуправлении. Подавляющее большинство этих деревень никогда не имели на своей территории административных организаций. И многие из этих пунктов - малонаселенные.

Связь с властью осуществляется прежде всего через депутатов, которые избраны и представляют соответствующую территорию в Совете депутатов. Кроме того, Федеральный закон

предусматривает так называемые иные варианты участия населения в местном самоуправлении, не предусмотренные напрямую законодательством, но пользующиеся популярностью в силу исторической традиции, в силу своего удобства и сложившейся практики. В Ленинградской области такой формой участия граждан в местном самоуправлении является институт старост сельских населенных пунктов.

– Какие перспективы, на ваш взгляд, имеет развитие института старост?

– Институт этот вне всяких сомнений имеет очень существенное значение для организации решения проблем граждан в малонаселенных и удаленных деревнях. Замену ему найти нельзя, а переоценить его значение невозможно. Понимая это, Губернатор Ленинградской области последовательно занимает позицию поддержки старост.

20 ноября Законодательное собрание области приняло в третьем чтении областной закон «О содействии развитию на части территорий муниципальных образований Ленинградской области иных форм местного самоуправления, осуществляемых населением непосредственно», который мы условно называем законом о поддержке сельских старост. Пользуясь случаем, я хочу высказать благодарность председателю профильной комиссии Законодательного собрания Юрию Васильевичу Соколову за его принципиальную и настойчивую позицию в работе над этим законопроектом.

Дело в том, что старосты, с нами или без нас, будут существовать и действовать. Это фактически самые активные граждане, которые у себя в деревне готовы приложить все свои силы для решения проблем своих соседей. Было бы ошибкой оставить этих активистов один на один с их вопросами. Убежден, что областная власть должна поддержать таких людей, помочь им решить наиболее острые проблемы их населенных пунктов. На это и направлен закон, над которым мы довольно долго работали.

– Насколько реалистична в сегодняшних условиях идея создания муниципальной милиции?

– Идея эта очень важна. Вопрос участия местной муниципальной власти в охране общественного порядка регулярно встает на повестке дня. Проведенная в последние годы реформа органов внутренних дел снова обострила его. Замечу, что участие в охране общественного порядка – это обязанность, которая предписана органам местного самоуправления Конституцией страны.

К сожалению, федеральное законодательство сегодня построено таким образом, что ни один регион, в том числе и Ленинградская область, не могут самостоятельно принять решение о введении у себя муниципальных органов правопорядка. При этом мы не оставляем попыток убедить федеральную власть в необходимости участия муниципальных образований в обеспечении правопорядка не только с помощью создания добровольных народных дружин, но и путем сформирования профессиональной муниципальной милиции.

– Будут ли проводиться в муниципальных образованиях открытые слушания проектов муниципальных бюджетов на 2013 год? Смогут ли жители муниципалитетов принимать участие в этих слушаниях, задавать вопросы, направлять свои предложения?

– Проведение публичных слушаний по проектам бюджетов, а также по итогам исполнения бюджетов – это обязательное требование муниципального и бюджетного законодательства. Мы строго следим за тем, как эти требования исполняются в муниципальных образованиях.

Слушания эти открыты и доступны для всех желающих. Публикуется информация о месте и времени их проведения, имеют возможность присутствовать и высказывать мнение по проблемам развития муниципального образования, предлагать свое видение приоритетов бюджетных расходов. Другое дело, что это видение может расходиться с мнением большинства депутатов или сограждан, но право высказаться и быть выслушанным каждый житель муниципального образования имеет.

– Какие еще актуальные вопросы стоят сегодня перед Ленинградской областью в отношении системы местного самоуправления и муниципальных образований?

– Можно эти вопросы перечислять довольно долго. Тут и проблема бюджетной обеспеченности, которая имеет несколько, если угодно, «пластов» и которая должна отчасти решаться путем территориальных укрупнений, с чего мы и начали наш разговор. Здесь и проблема кадрового обеспечения органов местного самоуправления, которую мы решаем путем формирования резерва управленческих кадров и путем обучения действующих муниципальных служащих за счет средств областного бюджета. Здесь и вопрос взаимодействия с некоторыми федеральными органами, в частности с Министерством обороны, которое, к сожалению, передает нам социальные объекты в состоянии, очень не подходящем для нормального функционирования соответствующих учреждений.

В любом случае я вижу, что практически все эти проблемы можно и нужно решать, добиваться того, что улучшает жизнь наших граждан. Считаю, что необходимые предпосылки для этого у нас с вами есть.

Газета «Вести», Дмитрий ХОЛОСТОВ 

   

 

 



Официальный сайт Президента РФ Официальный сайт Правительства РФ

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.