30-10-2012
Евгений Елин: «Один из основных принципов - это предсказуемость наших действий»

Версия для печати

Правительство Ленинградской области внесет проект бюджета на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов на рассмотрение Законодательное собрание региона 31 октября. Соответствующий Законопроект должен быть рассмотрен депутатами до 20 ноября. О главных приоритетных направлениях основного финансового документа региона, а также некоторых новых подходах к его формированию в интервью корр. ИТАР-ТАСС рассказал вице-губернатор Ленинградской области Евгений Елин.

- Евгений Иванович, каковы основные параметры бюджета на 2013 год?
 
По доходам мы предусмотрели 63,7 млрд рублей, что на 9,8 % больше, чем в 2012 году. Расходы в будущем году составят 70 млрд 557 млн рублей и по сравнению с текущим годом они возрастут более чем на 10 %. Дефицит бюджета будет достаточно приличным - 6 млрд 874 млн рублей, - это 11,4 % к собственным доходам.
 
- За счет чего планируется покрытие дефицита?
 
Понимаем, что есть и переходящие остатки, и они достаточно серьезные. В зависимости от исполнения бюджета мы уже в этом году можем занять до 1,5 млрд рублей, но окончательное решение будет приниматься с учетом итогов этого года. В следующем году однозначно будем привлекать кредитные средства, рассчитываем в пределах 3-4 млрд. В значительной степени это обусловлено нашими социальными обязательствами.
 
- Планируете выпускать облигации, как, например, в Петербурге?
 
Пока только банковские кредиты. Облигации будем выпускать, но только если всерьез уйдем в заимствование. В принципе это эффективный инструмент, но он требует определенной степени готовности. Если пойдем на заимствования, вначале через кредиты, дальше все будет зависеть от экономической ситуации, если нам надо будет удлинять долг, то мы, конечно, бум выпускать облигации, но не ранее 2014-2015 годов.
 
- Расскажите об основных приоритетах бюджета области на будущий год.
 
По факту, у нас получился бюджет с явной социальной направленностью. В общем, это и не удивительно, что основной упор в документе сделан именно на социальные обязательства региона. Если в текущем году на социальную защиту населения выделено 8,1 млрд рублей, то в 2013 году на эту статью расхода предусмотрено более 11 млрд.
 
Во-вторых, как и в этом году, среди приоритетов дороги. В общей сложности в региональный дорожный фонд будет направлено 10 млрд рублей, для нас это большие деньги. 
 
- Чем проект бюджета, подготовленный Вами, отличается от документов разрабатываемых предыдущей администрацией области?
 
При формировании проекта бюджета 2013 года мы учитывали четыре фактора: появление консолидированных групп налогоплательщиков /КГН/, Указы Президента РФ, вступление России в ВТО, а также некоторые изменения политики по отношению к муниципальным образованиям.
 
Что касается консолидированной группы налогоплательщиков, то здесь есть два обстоятельства, которые надо учитывать. Во-первых, мы, безусловно, считаем, что выиграем. В частности, по 2013 году планируем около 6 млрд получить от предприятий, входящих в консолидированную группу. Если бы их не было, то мы получили бы 2,7 млрд, то есть где-то на 3 млрд мы можем выиграть от вступления в консолидированную группу. Правда, с другой стороны, в этом же и заключается риск. Доходы от консолидированной группы для нас слабо прогнозируемы: они могут случиться, а могут и не случиться.
 
Приведу конкретный пример. Один из крупных платежей для нашего же бюджета был связан с возникновением у одной из групп серьезной курсовой разницы. Сейчас она сыграла в нашу сторону, и мы получили дополнительно крупную сумму налогов, но эта же курсовая разница может и в другую сторону сыграть.
 
В настоящее время на территории области зарегистрировано несколько консолидированных групп: Сургутнефтегаз, Лукойл, ИСТ, Северсталь, Газпром, Мегафон, Транснефть, Ростелеком.
 
Второй фактор, оказавший существенное влияние на формирование бюджета, это Указ Президента РФ, по которому мы должны предусмотреть повышение зарплат ряду категорий работников бюджетной сферы. Это обязательства, которые мы будем выполнять. Для нас эти затраты оцениваются в 2,4 млрд дополнительных расходов.
 
В-третьих, мы где-то на 40 % увеличили расходы на сельское хозяйство. Резкий скачек связан, конечно же, со вступлением России в Всемирную торговую организацию /ВТО/. Ведь наиболее острое влияние ВТО оказывает на сельское хозяйство, и мы поддерживаем сельхозпроизводителей с помощью субсидий. Правда, это временные меры, мы не предполагаем на том же уровне держать расходы всегда. Очевидно, что в течение 2014-15 годов этот объем будет несколько снижаться по мере адаптации местных сельхозпроизводителей к условиям ВТО.
 
- А что касается межбюджетных отношений, каково соотношение муниципальной и областной составляющей в консолидированном бюджете региона?
 
Сейчас по доходной части 58 % составляет доля области и 42 % муниципальных образований. Это соотношение собираемся изменить в сторону местных бюджетов, передавая им доходные источники и, в существенно меньшей степени, перераспределяя их.
 
В первую очередь начали передавать часть налогов. Как минимум, попробовали это сделать. Передали 20 % налога на так называемую упрощенку, исходя из того, что это налог, который уплачивает малый бизнес, и мы считаем что муниципальные образования в состоянии на него влиять. Тем более, что это повысит доходную часть бюджетов муниципальных образований, хотя сумма, наверное, не очень большая, но, тем не менее, это порядка 250 млн.
 
- Будут возрастать и расходные обязательства муниципалов?
 
Да, но пока мы сделали только первый шаг по вмененке. Передали доходные источники без обязательств. При этом мы сами взяли на себя целый ряд дополнительных обязательств, которые на самом деле являются обязательствами муниципальных образований. Почему? Потому что это элементы нашей политики по отношению к муниципальным образованиям, где один из основных принципов это предсказуемость наших действий.
 
Например, все финансирование, которое связано с Указами Президента, в том числе, по увеличению заработной платы учителям и врачам, о чем я говорил выше, мы берем на себя. Причем в 2013 году – на 100%. Запланировать расходы под Указы Президента невозможно, муниципалы, конечно, не могли это предусмотреть, поэтому такие траты покрывает, главным образом, область.
 
Мы также взяли на себя затраты, связанные с покрытием межтарифной разницы. Это нам обошлось в дополнительный 1 млрд рублей. 
 
Сейчас фактически все муниципальные образования являются дотационными: сначала мы собираем с них налоги, а потом отдаем обратно в виде бюджетного финансирования тех или иных статей. Это, увы, не способствует выравниванию бюджетной обеспеченности районов. Для того, чтобы изменить эту ситуацию, мы и предполагаем передать муниципальным образованиям ряд налогов вместе с полномочиями. Для этого одновременно с Законом о бюджете мы вносим два законопроекта, которые дают право муниципальным районам на свое усмотрение, но в соответствии с утвержденной правительством методикой распределять дотации между муниципальными поселениями.  
 
В течение 2013 года мы поэтапно передадим на муниципальный уровень часть налогов, для того, чтобы как минимум 3-5 районов Ленинградской области стали бездотационными. В этой связи важно понимать, что объем передаваемых налогов будет напрямую зависеть от того, возьмут ли муниципальные районы на себя социальные обязательства, сняв, таким образом, часть этой нагрузки с областного бюджета.
 

 



Официальный сайт Президента РФ Официальный сайт Правительства РФ

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.