08-10-2012
Георгий Богачев: «В бизнесе больше свободы»

Версия для печати

В правительстве Ленобласти – новая команда. «Пригород» начинает знакомить читателей с  теми специалистами, которые будут «рулить» регионом в ближайшие несколько лет. Строительный комплекс курирует вице-губернатор Георгий Богачев

- Сегодняшние объемы и темпы строительства жилья в Ленобласти вас устраивают?

- Когда я переходил на эту работу, мне говорили, что нужно обязательно контролировать цифры ввода…

- Правительство ставило цель – квадратный метр на человека в год.

- Замечательно. Но ведь не любой ценой! И жилье – это не «голые» метров в каменных джунглях, в чистом поле. Значительная часть того, что строится сегодня в прилегающих к городу районах – не может нас устраивать, и чем больше строят, тем хуже. Потому что решая одни проблемы, мы, таким образом, только усугубляем другие. Отрадно, что примерно половину сданного жилья составляют частные дома – это направление надо поддерживать и развивать. Собственный дом, с точки зрения общечеловеческих ценностей – это гораздо правильнее, чем квартира.

- Насколько нам известно, довольно бурным было обсуждение проблемы после объезда с посещением Мурино, Девяткино и других мест. Какие будут последствия?

- Мы как раз сейчас ищем эффективные методы воздействия. Для меня очевидно: ситуация неприемлема. Плотность застройки будет значительно выше нормативной, это создаст проблемы и будущим жителям, и администрации. Проекты планировки согласованы до принятия региональных норм. Сейчас разрешенная плотность для этой территории – 9000 кв. м на гектар, а там получается до 25 000... Мы ищем рычаги, как воздействовать на эту ситуацию в рамках закона. И чтобы в будущем такие истории не повторялись. У нас есть полномочия по надзору за проектами планировки, мы можем выносить предписания об их отмене в случае нарушений. Если не согласны – обращение в прокуратуру, потом в суд.

- В каких еще зонах плотность застройки высока, а социалка и инженерные мощности – в дефиците?

- Бугры,  Мурино, Новое Девяткино, Кудрово – это самая тревожная территория. В поселке им. Тельмана может сложиться похожая ситуация. Есть вопросы по Ломоносовскому району, по Гатчине, хотя и не такие острые.

- Ограничение по высотности застройки, действующее в области с этого года – насколько оно оправданно?

- Вполне оправданно. Я бы еще жестче ограничил. В области земли достаточно и в небоскребах никакой экономической необходимости нет. В соседней Финляндии все, что выше 9 этажей, считается агрессивной по отношению к человеку средой. На маржу девелопера ограничение тоже не повлияет. Сегодня движущая сила многих новостроек – жадность, желание больше выкачать с каждого квадратного метра.

- На федеральном уровне заявлена новая масштабная программа – с развитием арендного жилья.  Будет ли область участвовать?
 
- Мы изучали эту тему. Конечно, развитие арендного жилья – направление, для области интересное. Но пока еще не разработан юридический механизм, который помог бы обеспечить сам процесс строительства домов для последующей сдачи квартир в аренду. В этом году были даже предусмотрены бюджетные ассигнования (300 млн рублей), но освоить их не удалось. Перераспределяем на субсидии. Пока мне кажется, что больших перспектив в этом направлении нет. Аренда (социальная – в том числе) может и должна существовать как отдельная ниша. Потому что и менталитет другой, и культура аренды пока не сложилась.

С арендной возникают примерно те же трудности, что и со строительством жилья для расселения аварийного фонда. Механизм следующий: принимается программа; у ОМСУ - маленькая доля участия в финансирования, но всем процессом управляют они. Муниципалитет должен выделить деньги, провести конкурс, потом приходит застройщик, потом идет стройка, а затем – еще конкурс по покупке квартир. И все это должно сойтись в указанное время при базовой цене  32 000 рублей за кВ.м. Работа на грани, любой сбой может привести к срыву, к тому, что весь процесс забуксует. Ключевая проблема - взаимодействие на каждом этапе.

Поэтому мы сейчас взвешиваем: может быть, эффективнее создать единого застройщика? Например, в виде ОАО со 100-процентным госучастием. Конечно, он должен строить не во Всеволожске или Гатчине, где жилье стоит порой дороже, чем в Петербурге, а в отдаленных местах, в не самых популярных поселках и городках, с населением 1-1,5 тысяч человек, куда обычный застройщик не придет.

Главное - чтобы появились те дома, с помощью которых можно решать социальные проблемы: продавать квартиры по себестоимости с зачетом субсидий, сдавать в аренду с дотированием ставки, предоставлять очередникам… Но сначала – построить.

Я свою задачу вижу не столько в том, чтобы расселять, сколько в бюджетном строительстве, в стимулировании частного, в создании государственного девелопера.

- Как работают областные программы – жилье для многодетных, для молодежи и пр.?

- Субсидии эффективнее, чем «натуральное» распределение. Когда человеку выделяются деньги, и он может купить жилье, с использованием льготной ипотеки и других механизмов. Мы хотим объединить все виды социальной поддержки в жилищной сфере в одном окне. Чтобы там сидели и те, кто строит, и кто пособия дает. Сегодня у нас военными занимается комитет ЖКХ, многодетными – комитет по строительству… Это неудобно. У нас в проекте бюджета на следующий год на различные программы поддержки заложен почти миллиард рублей.

- Как вы относитесь к коттеджным поселкам в статусе ДНП, СНТ – то есть к поселениям, где живут граждане, формально не являющиеся жителями ЛО?

- Трудный вопрос. Примерно как к девелоперами. В процессе вашей деятельности у ЛО возникают обязательства. На другой чаша весов – а что получает область? Прежде всего – налоги. Если сумма поступающих налогов превышает сумму обязательств – замечательно. Если наоборот – уже надо подумать. Коттеджные поселки… Ну, прекрасно, что люди живут на природе, в собственных домах. Но если их переводят в статус ИЖС – у государства тут же возникают обязательства. Где брать под них финансирование?

У человека есть право выбора. Покупая коттедж в ДНП, он платит меньше, чем за ИЖС. А удвоение обязательств – чтобы социальные объекты для одних и тех же людей были и в городе, и в области – это неправильный путь.

С другой стороны, рост населения – это главная задача и цель для любого территориального образования. В этом смысл развития. Сделать среду такой, чтобы люди туда стремились.

- Недавно принятая «дорожная карта» в строительстве предполагает снижение административных барьеров. Как вы относитесь к этому процессу?

- Снятие барьеров – палка о двух концах. Упрощение процедуры – это прекрасно, но могут быть непредсказуемые последствия. Как, например, и получилось с дачной амнистией. Думаю, пока ни строители, ни общество не готовы к снятию барьеров.

Полностью интервью с вице-губернатором по строительству Ленинградской области Георгием Богачевым читайте в свежем номере журнала «Пригород» http://issuu.com/vprigorode/docs/october/1.
 



Официальный сайт Президента РФ Официальный сайт Правительства РФ

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.