ОТЧЕТ ГУБЕРНАТОРА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 
ОБ ИТОГАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2013 ГОДУ

2.04.2014

 Уважаемый Сергей Михайлович!
Уважаемые депутаты!
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!

Как совершенно правильно отметил в своем послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, «главная черта новой эпохи заключается в том, что уже никто в одиночку не может решать глобальные проблемы в экономике и в политике». Именно поэтому я принял решение и изменил сегодняшнее выступление, отошел от той традиционной формы, которая у нас с вами была принята.
Безусловно, все без исключения аспекты жизнедеятельности общества, проблемы развития каждого уголка нашей области важны и требуют постоянного внимания и совершенствования. Однако, мы с вами четко должны понимать, что всеми нами любимая Ленинградская область – один из 85 субъектов великой России, и что приоритеты развития нашей области неотделимы от приоритетов развития страны.
В связи с этим я решил поступить следующим образом: информационный материал в традиционной форме о работе Правительства Ленинградской области в 2013 году, итоговые показатели работы представлены вам перед началом сегодняшнего заседания и охватывают все сферы жизнедеятельности, все направления нашей работы. И этот отчет составлен по традиционной схеме – по результатам развития всех базовых отраслей экономики к достижениям в социальной сфере.
А свое выступление я хотел построить в новом формате, и этот формат - отчет о нашей с вами работе по исполнению приоритетных задач в сфере внутренней политики, поставленных в декабре 2012 года Президентом Российской Федерации, ибо здесь я полностью разделяю девиз нашей любимой российской потребкооперации «В единении – сила!».
И вначале я напомню, что в качестве основных приоритетов на 2013 год Владимир Владимирович определил безусловное выполнение мероприятий по социально-экономическому развитию страны, непосредственно предусмотренных его майскими указами, а также решение задач, необходимых для более эффективного исполнения этих указов.
Не стану подробно останавливаться на формальной стороне, отмечу лишь, что Контрольным управлением Президента Российской Федерации признаны успешно выполненными Ленинградской областью все 11 поручений, запланированных на 2013 год по исполнению указов Президента Российской Федерации, а из 109 мероприятий, запланированных нами по реализации послания Президента, мы полностью выполнили 108 мероприятий, и одно из мероприятий завершаем уже в этом году.
Выполнение этих поручений уже дало свой результат, я приведу лишь два примера: заработная плата работников культуры выросла за 2013 год на 48% – этот показатель почти в 6 раз превышает среднеобластные темпы роста заработной платы; выросли и доходы работников здравоохранения – в том числе не только за счет выполнения указов Президента Российской Федерации, но и за счет дополнительных выплат, которые мы с вами предусмотрели. Это единовременная выплата для представителей среднего медицинского персонала, прибывших на работу в сельскую местность в сумме 345 тысяч рублей, это и 120 тысяч рублей – ежегодная доплата врачам дефицитных специальностей.

Но еще более важным мне представляется тот факт, что за 2013 год мы создали эффективный механизм непрерывного контроля за ситуацией по всем направлениям, которые признаны Президентом Российской Федерации приоритетными. А это означает, что мы можем быть уверены в том, что обеспечим соответствующее развитие не только в период действия майских указов Президента, но и за пределами этого периода.
Остановлюсь вкратце на результатах решения каждой из тех задач, которые Правительство Ленинградской области и я, как Губернатор, ставили перед собой на 2013 год в плане выполнения посланий Президента Российской Федерации.
Задача первая и, я бы сказал, интегрирующая, наша основная задача – это преодоление угрозы демографического кризиса. Задача актуальна для Ленинградской области, вы не хуже меня знаете. За 2013 год число жителей Ленинградской области увеличилось почти на 13 тысяч человек. И хотя прирост по большинству районов обеспечен за счет миграционных процессов, хочу отметить два момента, которые лично меня радуют.
Во-первых, при сохранении традиционной, увы, для Ленинградской области естественной убыли, и мы знаем, что здесь, в этой убыли играют роль статистические показатели, связанные с нашим соседом – Санкт-Петербургом, в 2013 году, тем не менее, зафиксировано снижение смертности на 1000 жителей, а самое главное, что этот тренд продолжен и в начале этого года, по крайней мере, по итогам трех месяцев.
Второе – основной миграционный прирост происходил за счет переселения из Санкт-Петербурга, и в основном – молодых семей. А это означает, что повышение демографического потенциала Ленинградской области возможно, и это даст нам возможность, в том числе, рассчитывать и на экономический рост.
Но мы не собираемся сидеть сложа руки и ждать, когда к нам приедут семьи с детьми, было бы абсолютно неправильно на это рассчитывать. Мы не должны ограничиваться только регулярной индексацией детских пособий и иных выплат, связанных с рождением и воспитанием детей. В целях стимулирования роста рождаемости в Ленинградской области считаю целесообразным предусмотреть, начиная с 2014 года, дополнительные льготы, предоставленные семьям, в которых одновременно родилось или усыновлено трое и более детей, с единовременной выплатой в размере 3 миллионов рублей на приобретение жилья (с ежегодной индексацией указанной суммы). Кроме того, считаю возможным в этом году проиндексировать все выплаты из бюджета Ленинградской области, связанные со стимулированием рождаемости.
Это предложение в полной мере соответствует позиции Президента России, который в своем послании в качестве одной из мер, призванных повысить мотивацию на рождение детей, указал первоочередными вопросы по решению жилищных проблем населения. Такую задачу он ставил перед всеми нами.
В 2013 году в Ленинградской области было построено без малого 1 миллион 300 тысяч квадратных метров жилья. Это на 13% больше, чем в 2012 году. Отмечу при этом, что этот рост позволил нам, как никогда ранее, в значительных объемах решить жилищные проблемы именно жителей Ленинградской области. Потому что мы часто слышим упрек, что основное увеличение рынка жилья в Ленинградской области связано с пригородными территориями и абсолютно не влияет на качество жизни постоянно проживающих жителей в Ленинградской области.
Приведу лишь три примера. Если в 2011-2012 годах за счет средств бюджета нами приобреталось жилья для детей-сирот в пределах 150-160 квартир, то в 2013 году жильем было обеспечено сразу 234 человека, это почти на 50% больше. Впервые, отмечу, впервые были выделены средства для приобретения жилья погорельцам, сразу 100 семей получили новое жилье, более 1500 человек получили новое жилье взамен аварийного. И последний пример – в прошлом году впервые 129 семей воспользовались материнским капиталом, и из них 112 потратили его на приобретение жилья. Так что лозунг «Строили, строим и будем строить!» актуален для Ленинградской области.
Только по трем нашим программам – «Жилье для молодежи», «Социальное развитие села» и «Жилье для военнослужащих, уволенных в запас» – мы должны будем в 2014 году предоставить более 500 квартир. Причем мы ставим перед собой задачу не просто строить, а строить по самым высоким социальным стандартам, и при этом строить социальные объекты.
Мною поставлена задача до конца 2016 года обеспечить строительство в Ленинградской области по различным программам 57 детских садов на общее количество 10100 мест, в том числе: за счет прямых бюджетных ассигнований – 13 детских садов, по схеме государственного частного партнерства с последующим выкупом у инвестора – 27 детских садов, по программе «Социальные объекты в обмен на налоги» – 15 детских дошкольных учреждений.
Также до конца 2016 году будет построено 13 школ на общее количество 8590 мест, из них на прямые бюджетные ассигнования – 9 школ, и по программе «Социальные объекты в обмен на налоги» – 4 школы.
Следующая задача, поставленная Президентом России – обеспечение создания к 2020 году 25 миллионов рабочих мест в высокотехнологичных отраслях. Такая постановка задачи потребовала от нас коренного изменения в подходах к инвестиционной политике. Вы знаете, что мы вместе с вами стали уделять больше внимания не объемным показателям инвестиций, а эффективности каждого проекта с точки зрения создания именно высокотехнологичных рабочих мест. Мы с вами сознательно пошли на отказ от некоторых проектов, связанных с внедрением не самых современных, а в силу этого – и не всегда самых экологически безупречных проектов.
Да, наши более высокие требования привели к некоторой задержке реализации отдельных проектов – там, где потребовалось вносить коррективы, плотнее увязывать интересы инвесторов с решением проблем местного населения. Но мы уверены в том, что сегодня каждый вкладываемый в экономику Ленинградской области рубль, или доллар, или евро создают именно высокоэффективные рабочие места, что полностью отвечает парадигме Президента России.
Считаю важным в этой связи дать следующие пояснения. Традиционно в последние годы около двух третей российских инвестиций на территории Ленинградской области направлялись на реализацию крупных инфраструктурных проектов. Подавляющая же часть иностранных инвестиций – в обрабатывающие отрасли. И тот факт, что в 2013 году произошло некоторое снижение общего объема инвестиций, не должен никого пугать. Мы с вами прекрасно понимаем, что это снижение произошло в результате завершения крупных инфраструктурных проектов, в том числе таких, как «Северный поток». Но инфраструктурные проекты как раз давали наименьший прирост рабочих мест при достаточно большом объеме инвестиций.
А свидетельством того, что задача по сохранению темпов создания высокотехнологичных рабочих мест в Ленинградской области по силам, является и рост инвестиций в обрабатывающие отрасли – и иностранных, и российских, и то, что количество созданных в 2013 году рабочих мест превысило 3600. Если сравнить с 2012 годом, то в 2012 году - 3300 рабочих мест. То есть, рост на лицо.
Более того, задача, которую я ставлю сегодня перед экономическим блоком, – это не просто нарастить инвестиции. Например, по иностранным инвестициям, как раз по тем инвестициям, которые пошли на увеличение и создание рабочих мест, мы имеем за 2013 год прирост 40 %. А это создание в 2014 году не менее 4 тысяч рабочих мест, причем рабочих мест для жителей Ленинградской области.
Мы пошли в 2014 году на беспрецедентное решение, и вы о нем знаете, - мы сократили квоту на привлечение иностранной рабочей силы на предприятиях Ленинградской области почти на 30% к факту 2013 года. Потому что уверены в том, что во главе угла должны стоять вопросы повышения качества жизни именно жителей Ленинградской области.
Важность перехода от количественных параметров развития к качественным особо четко подчеркнул Президент России в следующей поставленной им задаче в послании Федеральному Собранию – задаче по преодолению дефицита духовных скреп.
Ленинградская область, как и вся Россия, достигла за последние годы существенных экономических успехов, и сегодня мы должны, просто обязаны, во имя будущих поколений конвертировать эти экономические успехи в рост духовности, как основу социальной стабильности. И мы многое сделали, именно в 2013 году, который был объявлен Годом духовной культуры в Ленинградской области.
Конечно, здесь стоит упомянуть и праздничные мероприятия, патриотические мероприятия, которые мы проводили. Как, например, праздник, посвященный победе русской дружины над шведским войском в июле 1240 года. Праздник был проведен на месте стоянки русской дружины князя Александра Невского перед Невской битвой. Научно-исследовательские и реставрационные работы по иконе «Преподобный Александр Свирский в житии. 1592 год» из собрания Лодейнопольского историко-краеведческого музея. Мероприятия, посвященные 90-летию со дня рождения нашего земляка, выдающегося композитора Исаака Шварца, в Большом зале государственной филармонии имени Шостаковича. Конечно же, конкурс на изготовление макета памятника, посвященного 1150-летию зарождения российской государственности, на котором было представлено 38 макетов, и все макеты достойные.
И, конечно же, проведенные в рамках Года духовной культуры праздничные мероприятия в селе Старая Ладога Волховского района, посвященные 86-й годовщине со дня образования Ленинградской области. А самое главное, начало масштабных восстановительных работ, рассчитанных на несколько лет, на объекте культурного наследия «Староладожский историко-архитектурный и археологический музей». И хочу сказать, что буквально, перед своим выступлением, получил письмо от администрации Старой Ладоги о том, что уже завершены: строительство по плану, восстановление угловой башни и остатков той крепостной стены, которые были на исторических схемах, картинах, посвященных Старой Ладоге.
Мы приступили к реализации проектов по реставрации архитектурного и садово-паркового комплекса «Усадьба Монрепо» в Выборге. Общая стоимость 660 миллионов рублей. Когда еще мы могли рассчитывать на привлечение таких средств?
Реставрация почтовой станции в д. Выра - это «Дом станционного смотрителя», стоимость свыше 35 миллионов рублей. На продолжение реставрации Староладожского историко-архитектурного и археологического музея-заповедника, помимо тех средств, которые были выделены в прошлом году, мы выделяем 80 миллионов в этом году, и еще 40 миллионов – на реставрацию комплекса в Кобоне.
Приступаем к реализации совершенно нового не только для Ленинградской области, но и для России, проекта по созданию в селе Рождествено Гатчинского района многофункционального музейного центра, в который из разных источников будет проинвестировано более миллиарда рублей.
Помимо культурно-исторического наследия, в 2013 году было много внимания уделено и другим направлениям, способствующим сохранению нашей исторической памяти, наших традиций, на которых выросло не одно поколение ленинградцев. Традиций, о которых так тепло в своем послании отозвался Владимир Владимирович.
Мы воссоздали движение студенческих отрядов, оказали серьезную помощь нашим поисковикам, совместно с бизнес-структурами реализовали несколько проектов Русского географического общества, направленных на изучение и популяризацию истории и традиций Ленинградской области.
Ну и, конечно, важный результат – это то, что нам удалось практически избежать хоть сколь-нибудь значимых межэтнических, межнациональных конфликтов или стычек в Ленинградской области.
На решении этой задачи должны быть сконцентрированы усилия всех органов управления в 2014 году. В том числе, в рамках принятой в прошлом году государственной программы «Гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений в Ленинградской области».
Впервые на реализацию этой программы в бюджете предусмотрено более 16 миллионов рублей. И более того, не меньше этой суммы будет выделяться ежегодно на ближайшие три года.
Этот результат стал одним из следствий реализации еще одной задачи, поставленной в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию - задачи по формированию новой модели государственного управления.
В качестве первого принципа новой модели госуправления Владимир Владимирович обозначил «ориентацию работы всех звеньев госмеханизма и уровней власти на измеримый, прозрачный и понятный для общества результат». Именно в соответствии с этим принципом мы перешли в 2013 году на управление социально-экономическим развитием Ленинградской области на основе государственных программ, которые заменили многочисленные, зачастую пересекающиеся, дублирующие и далеко не всегда эффективные региональные целевые и ведомственные программы. Многие не верили, что мы сможем это сделать. Но уже в 2014 году мы произведем не менее 90 процентов всех расходов по государственным программам, и не более 10 процентов, а задача стоит даже 7 процентов, вне рамок госпрограмм, как раньше говорили, «в ручном режиме».
Отмечу, что все государственные программы Ленинградской области включают механизмы, обеспечивающие возможность контроля и оценки эффективности как программы в целом, так и отдельных мероприятий со стороны гражданского общества.
Мы в полной мере учли второй принцип, предложенный в послании Президента, в соответствии с которым «главным критерием оценки эффективности власти, предоставляющей услуги гражданам, а также учреждений социальной сферы, должно стать общественное мнение, мнение самих граждан».
Чрезвычайно важным, с этой точки зрения, является и еще один проект, реализованный в Ленинградской области, – создание информационной системы управления общественными финансами «Открытый бюджет Ленинградской области», который признан, на сегодняшний день, лучшим в Российской Федерации. Эта система позволяет гражданам и всем заинтересованным лицам не только получать полную информацию о бюджете Ленинградской области, принципах и исходных данных его формирования, о его исполнении, но и направлять свои предложения по корректировке бюджета, а также знакомиться с ходом рассмотрения этих предложений.
Работа по реализации принципа приоритетности оценки предоставляемых услуг самим гражданам дала нам результаты уже в 2013 году. Мы провели в декабре 2013 года мониторинг качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг. И был зафиксирован рост удовлетворенности граждан качеством и сроками предоставления государственных и муниципальных услуг.
Так, удовлетворены в той или иной степени качеством предоставления услуг 86% респондентов (в 2012 году показатель был равен 81%), из них 59% отметили, что «полностью удовлетворены» (в 2012 году – 52%). Почти столько же респондентов (84%) удовлетворены сроками предоставления конечного результата услуг, из них 53% «полностью удовлетворены». Это выше чем показатели 2012 года, которые составляли 81% и 41% соответственно.
И, наконец, третий принцип, предложенный Президентом нашей страны, – повышение персональной ответственности государственных служащих при одновременном адекватном развитии системы моральных, материальных, карьерных поощрений, стимулирующих непрерывное улучшение работы госаппарата.
Именно реализация этого принципа стала основой принятия вынужденных кадровых решений в тех случаях, когда работники (а иногда и руководители) отдельных органов исполнительной власти Ленинградской области оказывались не в полной мере готовыми к решению возложенных на них задач.
Уверен, однако, что, в том числе и этот, не всегда радостный опыт, позволяет сделать вывод о том, что принципы формирования новой модели госуправления, заложенные в послании Президента России Федеральному собранию в декабре 2012 года, в Ленинградской области полностью внедрены в 2013 году, и я считаю, что уже есть определенные положительные результаты.
В этой связи считаю необходимым обратить внимание на принятие двух системных решений – введение с августа 2013 года системы мониторинга и оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области, а также создание при Губернаторе Кадрового совета, который в ежемесячном режиме оценивал в 2013 году и будет оценивать эффективность работы уже не самих органов исполнительной власти, а их руководителей, включая вице-губернаторов.
Следующая задача, на которую нацеливал все наше общество Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, определяя планы на 2013 год – структурная перестройка экономики.
Необходимо отметить, что диверсификация экономики, то есть уход от зависимости от одной отрасли или группы отраслей являлся задачей Правительства Ленинградской области все предыдущие годы. И 2013 год не стал исключением.
Если попытаться окинуть взглядом отраслевую структуру инвестиционных проектов, которые были завершены, начаты или продолжались в прошлом году и в этом году на территории Ленинградской области, то мы увидим практически непрерывный спектр – от суперсовременных высокотехнологичных машиностроительных предприятий, таких как «Сименс» в Горелово, до новых, не менее высокотехнологичных, птицефабрик и пищевых производств.
Причем речь идет о по-настоящему крупных, серьезных инвестициях, позволяющих нам быть уверенными в том, что построенные предприятия смогут и на долгосрочный период сохранять конкурентоспособность, а значит быть и источником высоких зарплат, и основой для формирования местных и областного бюджетов.
Представьте, что только на создание нового бройлерного цеха на птицефабрике «Северная» и нового яичного производства на птицефабрике «Синявинская» инвесторами было вложено более 14 миллиардов рублей.
А это дает нам уверенность в том, что мы сможем внести посильный вклад в решение и еще одной задачи, поставленной Президентом России, – по обеспечению продовольственной безопасности страны. Я говорю сейчас о продовольственной безопасности страны, ибо собственную продовольственную безопасность Ленинградская область обеспечила уже давно: уровень самообеспеченности Ленинградской области мясом и мясопродуктами в 2013 году превысил 180 %, то есть практически мы в 2 раза покрываем свою потребность; молоком и молокопродуктами – 108 %, картофелем – 175 %, овощами – 127 %. Я уже не говорю о производстве яиц – мы здесь являемся лидерами и занимаем 1 место в Российской Федерации.
Уверенность в том, что наш вклад в продовольственную безопасность страны будет увеличиваться, базируется не только, и не столько на том, что агропромышленный комплекс Ленинградской области в 2013 году продолжил поступательное развитие, несмотря на опасения, связанные со вступлением в ВТО, мы в натуральном выражении, в абсолютных цифрах, и в относительных цифрах дали рост. В относительных цифрах наш результат составил более 3 %. Гораздо более важным представляется, что в прошлом году был заложен фундамент для последующего роста.
Частная инициатива, примеры которой я привел выше, была активно поддержана Правительством Ленинградской области. Без учета долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села» сумма бюджетной поддержки развития непосредственно сельскохозяйственного производства в 2013 году была увеличена на 30 %, мы с вами вместе принимали это решение, и составила 5,2 миллиарда рублей. Беспрецедентная цифра, которую мы вложили в поддержку сельского хозяйства за последнее десятилетие.
Еще более 1 миллиарда 300 миллионов рублей было направлено на финансирование мероприятий в рамках программы «Социальное развитие села». Это, например, позволило 240 семьям, проживающим в сельской местности, улучшить свои жилищные условия. Отрадно, что в состав 240 семей вошла и 101 молодая семья, ставшая обладателем нового жилья. Это значит, что нам удается не только сохранить высокопродуктивное сельское хозяйство, но и кадры, без которых невозможно никакое развитие.
Я хочу привести пример, что впервые у нас наметилась тенденция увеличения количества людей, проживающих в сельской местности. Да, пока эта цифра варьируется по районам, но эта тенденция у нас появилась, и это не может не радовать.
Отмечу и еще одну подотрасль нашего агропрома, в которой в прошлом году наметился перелом. В 2013 года была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие рыбохозяйственного комплекса Ленинградской области», в соответствии с которой было произведено субсидирование части затрат на производство товарной пищевой рыбной продукции областным производителям.
И эта программа уже дала результат в первый же год своей реализации. Объем реализации товарной рыбы предприятиями, осуществляющими выращивание рыбоводной продукции, увеличился за год сразу на 9% и мы впервые на территории Ленинградской области произвели более 3 тысяч тонн собственной рыбы. Я считаю, что это только начало.
Безусловно, такие успехи в производстве продукции агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса были бы невозможны, если бы не наша активная позиция и по решению задачи, которая также вошла в перечень приоритетов, заданных Президентом России в послании Федеральному Собранию.
Речь идет о неукоснительном обеспечении требований экологических норм и природоохранного законодательства, о достижении высоких экологических стандартов развития. В целях обеспечения устойчивого развития, то есть соблюдения баланса между интересами нынешних и будущих поколений, мы запланировали при утверждении схемы территориального планирования Ленинградской области, вдумайтесь только в цифру – эта цифра на ближайшие 10 лет, создание 114 новых особоохраняемых природных территорий регионального значения, практически во всех муниципальных образованиях, в муниципальных районах Ленинградской области.
Я уже говорил выше о том, что четко следуя поставленной задаче обеспечения высоких экологических стандартов развития, мы сознательно пошли на приостановку тех инвестиционных проектов, в отношении экологической безопасности которых у нас или у жителей возникли соответствующие вопросы или хотя бы малейшие сомнения.
Это наша принципиальная позиция, и жители области могут быть уверенными в том, что ни один проект не получит одобрения Правительства Ленинградской области, пока не будут предоставлены все материалы, необходимые для уверенности в его соответствии экологическим нормам.
Такую же позицию мы занимали и будем занимать по вопросам жилищного строительства. Какими бы лакомыми не представлялись потенциальному застройщику те или иные земельные участки, мы не позволим их осваивать, если есть угроза существующим природным комплексам, особенно – особо охраняемым природным территориям.
В качестве примера приведу историю со ставшими знаменитыми на всю Россию Колтушскими высотами. Материалы комплексного экологического обследования участков территории, обосновывающие организацию особо охраняемой природной территории «Колтушские высоты» во Всеволожском районе Ленинградской области, прошли общественные обсуждения, в ходе которых выявились острые разногласия со стороны как органов местного самоуправления, так и населения.
Мне пришлось издавать специальное распоряжение и создавать комиссию, на основании решений которой в настоящее время осуществляется доработка материалов по созданию этой особо охраняемой природной территории местного значения.
В 2013 году мы осуществили разработку материалов комплексного экологического обследования участков территорий, на которых уже в этом году начнем организовывать новые особо охраняемые природные территории. Это не только Колтушские высоты, это и «Морье», «Коккоревский», «Приневский», «Термоловский», «Долина реки Смородинка» и ряд других.
2013 год показал, что зачастую только вмешательство региональной власти, принятие достаточно жестких мер способны предотвратить нанесение порой неоправданного ущерба экологии и комфорту жителей.
Я могу здесь вспомнить пример борьбы с Волхонской свалкой. Никто не верил (эта борьба продолжалась на протяжении последних 10 лет), что мы её закроем. И, когда Правительство и Губернатор объявили сроки её закрытия, многие подвергали это сомнению и даже сарказму. И, тем не менее, это произошло.
Несоблюдение природоохранного законодательства, иных норм и правил привело к тому, что я, например, вынужден был в течение года отклонить более 40 проектов генеральных планов поселений. В результате осуществления контроля за деятельностью муниципальных образований выявлено более тысячи фактов нарушения органами местного самоуправления установленного порядка выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию объектов. 260 разрешений на строительство и разрешений на ввод в эксплуатацию были отменены по итогам этих проверок. 8 материалов направлено в прокуратуру.
Кроме того, в 2013 году было оформлено 14 решений об отказе в выдаче заключений о соответствии уже построенных объектов капитального строительства, так как они не соответствовали требованиям действующего законодательства.
Естественно, такое положение дел, в результате которого страдают и жители, и предприятия, и инвесторы, не могут устраивать меня как Губернатора. И это не способствует развитию наших районов. А ведь как раз развитие территорий, преодоление дисбаланса территориального развития – это еще одна важнейшая задача, обозначенная Президентом Российской Федерации, в том числе, как приоритетная. Понятно, что Президент говорил о всей территории России, но в данном случае, этот пример, эта задача актуальна и для Ленинградской области.
Именно на решение этой задачи была направлена в 2013 году деятельность Правительства Ленинградской области по реформированию территориальной организации и оптимизации структуры органов местного самоуправления Ленинградской области, по оказанию организационной и правовой помощи органам местного самоуправления на территориях муниципальных районов Ленинградской области по реформированию, с учетом социально-экономических и прочих особенностей преобразуемых территорий.
Давайте просто обратим внимание на две цифры: в 2011 году 16 районов Ленинградской области и 16 городов – столиц этих районов работали самостоятельно. А уже в 2014 году (на начало 2014 года) – по 14 районам Ленинградской области и городам районного значения принято решение о создании единой администрации, которая управляет бюджетами и района, и районного центра. И до июня этого года мы завершим эту работу в целом по Ленинградской области.
Это приводит уже к определенному выравниванию, к снижению дисбаланса в развитии городских и сельских территорий. Укреплению финансовых основ местного самоуправления – а именно это цель проводимых реформ – будет способствовать и ряд принятых органами местного самоуправления в 2013 году решений об объединении поселений, например, Анисимовского и Самойловского сельских поселений Бокситогорского района или Приморского городского и Глебычевского сельского поселения Выборгского района.
Почему мы так часто говорим о том, что нам необходимо объединять поселения по двум принципам: маленьких с большими или сильных со слабыми.
Приведу один пример – объединение Приморского и Глебычевского поселений. Мы все прекрасно знаем, что в Приморске активно работает и развивается один из крупнейших в России портов. И следующим, логичным шагом развития является создание перерабатывающих мощностей, связанных с обработкой грузов, которые переваливаются сегодня через порт Приморск, или планируются к перевалке, потому что порт планирует развиваться. Однако, эти планы упираются в недостаточность территории самого городского поселения как для строительства производственных объектов, так и, в первую очередь, – для создания необходимых рекреационных зон.
Таким образом, объединение двух поселений не только позволит увеличить финансирование местных полномочий для жителей поселков Глебычево, Прибылово, Ключевое, но и повысит инвестиционную привлекательность самого Приморска, и, как следствие, привлечение дополнительных инвестиций. Здесь действительно в выигрыше окажутся все.
Приведенный пример наглядно демонстрирует важность и необходимость безотлагательного решения еще одной задачи, которая была поставлена Президентом Российской Федерации, и над решением которой Правительство Ленинградской области работало активно весь 2013 год. Речь идет о разработке «дорожной карты» по внедрению стандарта деятельности по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ленинградской области, включая создание «инвестиционной карты» Ленинградской области как фрагмента «инвесткарты» России.
В 2013 году мы завершили создание двуязычного инвестиционного портала Ленинградской области lenoblinvest.ru, на котором размещена интегрированная региональная информационная система «Инвестиционное развитие территории Ленинградской области», представляющая собой интерактивную карту, наглядно демонстрирующую все наши инвестиционные преимущества и возможности, в том числе, каждого муниципального района, каждого поселения Ленинградской области.
Информация, содержащаяся на портале, постоянно актуализируется и дополняется, является хорошим подспорьем как для крупных, так и для небольших потенциальных инвесторов. И самое главное – это сегодня «ноу-хау» на уровне России и Ленинградской области.
Создание инвестиционного портала и запуск его рабочей версии позволили Агентству стратегических инициатив сделать заключение о том, что Ленинградская область – первая из всех регионов Российской Федерации, по крайней мере, по Северо-Западному округу – точно, где полностью внедрен включающий все 15 пунктов стандарт деятельности органов исполнительной власти по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.
В соответствии с этим стандартом, а также учитывая поставленные сегодня задачи и ориентиры, прошу рассматривать мое сегодняшнее выступление одновременно и как ежегодное послание об основных положениях инвестиционной политики Ленинградской области. Полный текст инвестиционного послания будет опубликован на сайте Администрации Ленинградской области и на инвестпортале lenoblinvest.ru.
Совершенно очевидно, что одним из важнейших условий развития инвестиционной деятельности, да и вообще функционирования экономики, является обеспечение необходимой транспортной инфраструктурой всех наших промышленных площадок и объектов. Именно поэтому задача по обеспечению «прорыва транспортных артерий» – именно так она была названа в послании Президента, была включена и в план развития Ленинградской области.
И хотя мы в Ленинградской области в силу нашего геоэкономического положения уже давно уделяем внимание развитию транспортной инфраструктуры, в 2013 году был предпринят ряд дополнительных мер, необходимых для наиболее эффективного выполнения поставленной Президентом задачи.
Во-первых, в прошлом году была разработана Концепция развития транспортной инфраструктуры Ленинградской области на период до 2020 года, которая, после утверждения Правительством Ленинградской области, станет основанием для формирования отраслевых программ в сфере транспорта. Но еще до утверждения Концепции она сыграла важную роль, потому что именно на ее основе была разработана и утверждена государственная программа «Развитие автомобильных дорог Ленинградской области».
В 2013 году за счет рационального использования собственных средств и внутренних резервов нам удалось на 20% повысить плановые показатели по протяженности построенных, реконструированных и отремонтированных автомобильных дорог. Причем, отмечу один факт, если по региональным дорогам рост отремонтированных дорог составил всего 10% по сравнению с 2012 годом, то по местным – 46% рост. Это реализация нашего с вами совместного решения о передаче части средств дорожного фонда Ленинградской области муниципальным образованиям для ремонта муниципальных и внутриквартальных дорог. И сегодня эта программа пользуется огромной популярностью и поддержкой населения.
И, наконец, третье. В 2013 году мы впервые за последние годы приступили к проектированию новых дорог, что должно создать надежный задел для устойчивого развития транспортной инфраструктуры на последующие годы. Результаты заседания совместной комиссии по транспортной политике Санкт-Петербурга, Ленинградской области с Министром транспорта Российской Федерации Соколовым, состоявшегося вчера, вселяет в нас надежду еще и на федеральную поддержку нашей программы.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что, с одной стороны, в Ленинградской области в 2013 году были выполнены все задачи по приоритетному развитию, поставленные Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в его послании Федеральному Собранию. С другой стороны, выполнение этих задач обеспечило рост всех основных показателей, характеризующих качество жизни населения Ленинградской области, и по демографии, и по уровню доходов, и по качеству предоставляемых государственных и муниципальных услуг.
Но самое главное – нами, во взаимодействии с федеральными органами государственной власти, с органами местного самоуправления, бизнес-сообществом, со всеми активными участниками гражданского общества, удалось заложить фундамент для дальнейшего улучшения качества жизни в Ленинградской области, остающейся одним из самых динамично и эффективно развивающихся регионов России.
Я также в завершение хотел сказать, что проведен опрос по всем регионам Российской Федерации об оценке изменения качества жизни по регионам за последние три года. И впервые по Ленинградской области, по оценке самих жителей (эти опросы проводили независимые исследователи на федеральном уровне) мы вошли в двадцатку субъектов, где жители отмечают улучшение и рост качества жизни, что не может нас не радовать.
Уважаемые депутаты! У нас с вами впереди очень большая работа и на 2014 год, и реализация наших программ до 2020 года. Но опыт работы 2013 года показывает, что совместно мы можем решать очень большие задачи. И ставить перед собой амбициозные цели.

Спасибо вам за совместную работу!


Презентация "Отчет губернатора Ленинградской области о результатах работы правительства региона в 2013 году"



Документы по теме:
::  Скачать доклад (100Кб)

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.