ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРОЕКТУ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА 
«О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года»

Проект областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года» разработан в целях реализации· отдельных положений закона Ленинградской области от 18 мая 2006 года №22-оз «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области», а также в целях повышения эффективности деятельности органов государственной власти и информирования органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, жителей Ленинградской области и заинтересованных сторон.
Концепция социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года (далее – Концепция) разработана Фондом «Центр Стратегических разработок «Северо-Запад» (государственный контракт №1-Стратег/2012 от 18 сентября 2012 года) во взаимодействии с органами исполнительной власти Ленинградской области.
На основе анализа текущего социально-экономического положения Ленинградской области выбран целевой сценарий развития, в основе которого лежит необходимость перехода Ленинградской области из состава традиционных специализированных экономик, к числу которых она сейчас относится, в состав инновационных диверсифицированных экономик.
Выбор целевого сценария обусловлен, в первую очередь, широким набором возможностей, которые открываются перед регионом в случае его реализации. В частности, приоритеты инновационного развития, вложения в человеческий капитал и формирования предпосылок для роста высокотехнологичных секторов являются стратегическими приоритетами Российской Федерации и Северо-Западного федерального округа.
Стратегическая цель и задачи Концепции направлены на реализацию целевого сценария развития Ленинградской области. Согласно Концепции, основная стратегическая цель социально-экономического развития Ленинградской области на долгосрочную перспективу – достижение показателей роста экономики и развития социальной сферы региона темпами выше средне российских, достижение нового качества социально-экономического роста, обеспечивающего устойчивость и сбалансированность развития региона.

Реализация стратегической цели на долгосрочный период подразумевает достижение следующих целей:

1.  Обеспечение экономического роста темпами не менее 5% ВРП в год;
2.  Обеспечение сбалансированного развития территории области;
3.  Повышение качества человеческого капитала, создание благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания на территории области;
4.  Повышение эффективности государственного и муниципального управления.

Реализация цели по обеспечению экономического роста темпами не менее 5% ВРП в год предусматривает решение следующих задач:

1.  Развитие традиционных секторов экономики Ленинградской области;
2.  Стимулирование развития секторов «новой» инновационной экономики (формирование новых дополнительных источников роста);
3.  Развитие инвестиционной деятельности в Ленинградской области.

Реализация цели по обеспечению сбалансированного развития территории области предусматривает решение следующих задач:

1.  Сокращение дисбалансов в развитии и повышение бюджетной устойчивости муниципальных образований;
2.  Инфраструктурное развитие территории, включая повышение качества объектов коммунального хозяйства, рост обеспеченности жильем, развитие региональной транспортной сети и т.д.;
3.  Развитие агломеративных связей с Санкт-Петербургом, включая направления в сфере жилищной, социальной, транспортной политики и синхронизации стратегий развития регионов;
4.  Развитие приграничного сотрудничества и внешнеэкономических связей Ленинградской области;
5.  Повышение экологической устойчивости территории.

Реализация цели по повышению качества человеческого капитала, созданию благоприятных условий для эффективной занятости населения и его проживания на территории области предусматривает решение следующих задач:

1.  Создание условий для улучшения демографической ситуации на территории Ленинградской области;
2.  Создание условий для получения доступного и качественного образования;
3.  Развитие рынка труда Ленинградской области;
4. Создание условий для повышения качества и доступности медицинской помощи;
5.  Повышение эффективности и доступности социальных услуг для населения;
6.  Создание условий для развития культурного и духовного потенциала;
7.  Создание условий, побуждающих граждан вести здоровый образ жизни.

Реализация цели по повышению эффективности государственного и муниципального управления предусматривает решение следующих задач:

1.  Повышение эффективности, а также оптимизация структуры государственного и муниципального управления;
2.  Создание системы управления проектами развития;
3.  Повышение эффективности бюджетного управления;
4.  Снижение уровня дотационности муниципальных образований Ленинградской области;
5.  Повышение эффективности взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления с обществом.

Цели и задачи Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года согласуются и учитывают долгосрочные приоритеты Российской Федерации, закрепленные в ряде ключевых документов. Концепция детализирует приоритетные направления действий Правительства Ленинградской области по каждой из представленных задач. Данные направления действий базируются на анализе тенденций развития, проблем, рисков и ключевых документов федерального уровня, определяющих государственную политику в приоритетных сферах социально-экономического развития Ленинградской области.

Реализация Концепции будет осуществляться с использованием следующих инструментов и механизмов областной экономической политики:

1.     Предоставление налоговых льгот организациям, осуществляющим хозяйствующую деятельность на территории области и инвестирующим в создание новых производств в приоритетных отраслях экономики, снижение налогового бремени для предприятий малого и среднего предпринимательства.
2.     Снижение административных барьеров для развития бизнеса на территории Ленинградской области.
3.     Развитие кооперационных связей между предприятиями области, направленных на удовлетворение внутреннего регионального спроса.
4.     Создание механизмов перенаправления дополнительных ресурсов  на депрессивные муниципальные районы  (преференции, подготовка площадок, модернизация инфраструктуры).
5.     Координация развития Ленинградской области со стратегией развития Санкт-Петербурга.
6.     Привлечение средств федерального бюджета для реализации программ развития социальной сферы и отраслей реального сектора экономики. Организационное и финансовое участие в реализации приоритетных федеральных проектов на территории области.
7.     Укрепление международных связей, способствующих интенсивному социально-экономическому развитию  Ленинградской области.
8.     Формирование инфраструктуры по поддержке и развитию инвестиционной и инновационной деятельности.
9.     Государственная поддержка агропромышленного комплекса (повышение ресурсного потенциала, техническое оснащение, создание производственно-торговых цепочек и др.).
10.         Развитие инфраструктуры поддержки малого бизнеса; содействие малым предприятиям в вопросах имущественного обеспечения, лицензирования, снабжения (логистики), а также оказание необходимого содействия в продвижении товаров на рынки путем организации выставочных, презентационных и рекламных мероприятий.
11.         Создание профессиональных стандартов для рабочих кадров, развитие начального и среднего профессионального образования.
12.         Проведение профориентации для школьников.
13.         Субсидирование затрат предприятий региона на подготовку и переподготовку специалистов.
14.         Создание системы эффективного управления объектами государственной и муниципальной собственности области.
15.         Регулирование правил землепользования.
16.         Внедрение в государственном и муниципальном секторе области принципа бюджетирования, ориентированного на результат.
17.         Взаимодействие между органами государственной власти области и органами местного самоуправления, направленное на социально-экономическое развитие Ленинградской области.
18.         Формирование законодательной среды путем принятия нормативных актов органов исполнительной власти области, законов области, и выхода на федеральный уровень с законодательными инициативами.
19.         Обеспечение экологической безопасности и улучшение качества окружающей среды программно–целевыми средствами и др.

Кроме того, в Концепции описываются организационные, программно-целевые механизмы ее реализации, механизмы государственно-частного партнерства, повышения качества государственного и муниципального управления и кластерной политики.

Реализация Концепции социально-экономического развития Ленинградской области должна проходить в несколько этапов:

1.     Формирование институциональных условий для качественно нового экономического и инвестиционного роста Ленинградской  области (2013-2015 гг.) –           1 трлн руб. инвестиций за исключением бюджетных средств.
2.     Запуск приоритетных направлений и проектов в новой институциональной среде (2015-2020 гг.) – 2,54 трлн руб. инвестиций за исключением бюджетных средств.
3.     Дальнейшая реализация приоритетных направлений и проектов, формирование нового стратегического видения для области (2020-2025 гг.) – 4 трлн руб. инвестиций за исключением бюджетных средств.

К 2025 году за время реализации инвестиционных проектов, заявленных к реализации на 2012 год, должно быть создано более 60 тыс. рабочих мест.

Основными результатами реализации Концепции станут:

1.     Снижение негативных демографических тенденций: повышение продолжительности жизни, стабилизация естественного прироста населения, рост населения.
2.     Развитие рынка труда (устранение структурных диспропорций на рынке труда): формирование конкурентоспособной образовательной системы, ориентированной на обслуживании потребности в кадрах местных компаний.
3.     Дальнейший рост инвестиционной привлекательности региона, в том числе за счет реализации инвестиционной стратегии области.
4.     Усиление инновационности производственных процессов.
5.     Оптимизация системы государственного управления: внедрение новых методик управления, принципиальным основанием которых является проектный тип деятельности.
6.     Концентрация бюджетных возможностей на решении приоритетных и стратегически значимых для региона проектах и мероприятиях.

Целевыми показателями реализации Концепции являются:

п.п.

Показатель

2011

2015

2020

2025

1.                 

Среднегодовая численность населения (тыс. чел.)

1726,24

1794,54

1900,50

2028,9

2.                 

ВРП, в основных ценах  (млрд руб.)

573,0

880,2

1429,1

2239,6

3.                 

Объем инвестиций в основной капитал, за исключением бюджетных средств, (млрд руб.)

272,3

386,4

624,3

1013,7

4.                 

Оборот продукции (услуг) производимой малыми предприятиями, в т.ч. микропредприятиями, и индивидуальными предпринимателями (млрд. руб.)

206,6

300,5

394,0

506,8

5.                 

Объем налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (млрд  руб.)

69,7

95,7

136,4

183,4

6.                 

Уровень зарегистрированной безработицы (в % к экономически активному населению, на конец года)

0,6

0,6

0,6

0,5

7.                 

Реальные располагаемые денежные доходы населения (% к предыдущему году)

99,1

104,9

105,6

105,3

8.                 

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (лет)

69,4

72,5

74,5

75,8

9.                 

Смертность населения (количество умерших на 1000   чел., без показателей смертности от внешних причин)

13,0

12,7

12,3

11,8

Независимая экспертиза Концепции организована с учетом требований закона от 18.05.2006 № 22-оз «О стратегическом планировании социально-экономического развития Ленинградской области». Кроме того, с целью обеспечения широкого привлечения заинтересованной общественности к обсуждению Концепции с использованием механизмов «открытого Правительства» проведено 13 публичных мероприятий (круглых столов и семинаров) с общим количеством участников свыше 240 человек из числа представителей Администрации Ленинградской области, Законодательного собрания Ленинградской области, муниципальных органов власти, общественных организаций, научного и бизнес сообщества. Была организована работа специализированного интерактивного портала  http://lenobl2025.ru/ в сети «Интернет» (краудсорсинговый проект «Социальная сеть Ленинградской области»), на базе которого ведется обсуждение по основным направлениям развития Ленинградской области с широким кругом общественности.

 

Вице-губернатор Ленинградской области -
председатель комитета экономического
развития и инвестиционной деятельности 
Д.А. Ялов



Документы по теме:
::  ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ принятия областного закона «О Концепции социально-экономического развития Ленинградской области на период до 2025 года» (96Кб)

Ссылки по теме:
:: Областной закон от 28.06.2013 г. О КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.