ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к проекту распоряжения Правительства Ленинградской области «Об итогах исполнения Территориальной программы государственных  гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской  области на 2012 год»

Территориальная программа государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2012 год утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 31.01.2012  № 26.

Проект распоряжения Правительства Ленинградской области «Об итогах исполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на  2012 год» подготовлен во исполнение:

1)     Постановления Правительства РФ от 06.05.2003 № 255 «О разработке и финансировании выполнения заданий по обеспечению государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи и контроле за их реализацией»;

2)      Статьи 2 областного закона от 27.09.2005 N 75-оз «О здравоохранении Ленинградской области»;

3)     Подпункта 4 пункта 3.2. Инструкции по делопроизводству в органах исполнительной власти Ленинградской области, утвержденной постановлением Губернатора Ленинградской области от 29.12.2005 N 253-пг.

 Принятие данного распоряжения Правительства Ленинградской области не потребует выделения средств из областного бюджета Ленинградской области.

 

Председатель комитета
А.А.Лобжанидзе  


СПРАВКА

о реализации Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи  в Ленинградской области на 2012 год

Формирование и выполнение Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2012 год (далее – Территориальная программа) осуществлялось в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской  Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 21.10.2011 № 856, и положениями информационного письма Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.12.2011 № 20-2/10/1-8234 «О формировании и экономическом обосновании Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год» (далее – Методические рекомендации).

Территориальная программа утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 31.01.2012 № 26 «О Территориальной программе государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2012 год». В связи с увеличением стоимости Территориальной программы постановлениями Правительства Ленинградской области от 17.04.2012          № 105, от 17.08.2012 № 257 и от 24.12.2012  № 438 в нее были внесены изменения.

Исполнение Территориальной программы представлено на основании отраслевой статистической отчетности формы № 62 «Сведения об оказании и финансировании медицинской помощи населению» за 2012 год, утвержденной приказом Росстата от 29.07.2009 № 154 «Об утверждении статистического инструментария для организации Минздравсоцразвития России федерального статистического наблюдения в сфере здравоохранения», исполнения областного бюджета Ленинградской области по разделу «Здравоохранение» и исполнению бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Ленинградской области (далее – ТФОМС ЛО) за 2012 год.

Расходы на выполнение Территориальной программы ОМС в 2012 году (далее – ТП ОМС) учтены в сумме 9 059,0 млн.руб. (расходы по разделу 09 на выполнение ТП ОМС в рамках базовой программы ОМС в сумме 10 040,1 млн.руб. с учетом расходов на содержание административно управленческого персонала   ТФОМС в сумме              94,9 млн. руб., за исключением произведенных расходов по межтерриториальным расчетам за медицинскую помощь, оказанную жителям других субъектов Российской Федерации вне территории страхования (в учреждениях здравоохранения Ленинградской области), по месту оказания медицинской помощи по видам, включенным в ТП ОМС в сумме 1 076,1 млн.руб.).

В соответствии с Методическими рекомендациями расчет территориальных нормативов объемов медицинской помощи по ее видам в целом по Территориальной программе рассчитываются в единицах объема на 1 человека в год, по базовой программе ОМС - на 1 застрахованное лицо. Объемы медицинской помощи в рамках Территориальной программы рассчитаны, исходя из численности постоянного населения Ленинградской области 1 730 208 чел. (по состоянию на 01.01.2012)  и численности лиц, застрахованных по ОМС, - 1 330 023 чел. (по состоянию на 01.01.2011). Из 400 тыс. чел., не застрахованных на территории Ленинградской области 386 тыс. чел. застрахованы в других регионах (в том числе 346 тыс. чел. - в г. Санкт-Петербурге) и 13 тыс. граждан - не подлежат обязательному медицинскому страхованию в соответствии со  ст. 10 Федерального  закона  от  29.11.2010 №326 - ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской  Федерации».

В Территориальную программу в 2012 году не включены объемы медицинской помощи, предоставляемой медицинскими организациями, осуществляющими деятельность в системе ОМС Ленинградской области, лицам, застрахованным вне территории Ленинградской области. Финансовое обеспечение указанной медицинской помощи осуществляется за счет средств ТФОМС других субъектов Российской Федерации.

Информация по межтерриториальным расчетам представлена в таблице 1:

Условия оказания медицинской помощи

Объемы медицинской помощи, оплаченные ТФОМС по месту оказания медицинской помощи (единица)

Сумма средств, поступивших в медицинские организации за медицинскую помощь, оказанную застрахованным вне территории страхования, от ТФОМС по месту оказания медицинской помощи (руб.)

1

2

3

Амбулаторная медицинская помощь

1 741 721

408 032 993

Стационарная медицинская помощь

388 119

611 484 655

Медицинская помощь, оказанная  в условиях дневных стационаров

89 355

56 570 962

Всего:

2 219 195

1 076 088 610

 1. Характеристика медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы

В реализации Территориальной программы принимали участие         76 медицинских организаций различных видов и уровней подчиненности (из них работающих в системе ОМС - 48, кроме того в реализации ТП ОМС сверх базовой программы ОМС участвовала МУЗ «Станция скорой медицинской помощи» г. Выборга) в том числе:

- муниципальные учреждения здравоохранения – 34 (из них работающих в системе  ОМС – 34);

- государственные учреждения здравоохранения, подведомственные комитету по здравоохранению – 32 (из них работающих в системе  ОМС – 5);

- федеральные государственные учреждения здравоохранения – 4 (из них работающих в системе ОМС – 4), в том числе подведомственные Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть №38 Федерального медико-биологического агентства», ГБОУ ВПО «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова», ФГБУ «Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова» и  ФГУ «442 окружной военный клинический госпиталь Ленинградского военного округа» Министерства обороны Российской Федерации;

- негосударственные организации здравоохранения – 6 (из них работающих в системе  ОМС – 6), в том числе 3 входящие в состав  ОАО «Российские железные дороги», а  также ООО «Современная Медицинская Служба «СтомаМедСервис», ООО «Санаторий-профилакторий Гатчинского ДСК», ООО «Медицинское учреждение  «Центурия».

Больничные учреждения составили 52,6% общего числа медицинских организаций, амбулаторно-поликлинические учреждения – 13,2%, диспансеры – 9,2%, учреждения особого типа и прочие – 9,2%, учреждения охраны материнства и детства – 5,3% и центры – 5,3%, учреждения скорой медицинской помощи и переливания крови – 2,6%, санаторно-курортные учреждения – 2,6% . 

Структура медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы по формам собственности, выглядит следующим образом: доля государственных учреждений здравоохранения составила 42,1%, муниципальных учреждений здравоохранения – 44,7%, федеральных медицинских организаций 5,3%,  и медицинских организаций негосударственной формы собственности 7,9% (рисунок 1).

Структура медицинских организаций, участвующих в реализации Территориальной программы по формам собственности

(по данным статистической формы № 62)

2.   Анализ исполнения стоимости и структуры расходов Территориальной программы государственных гарантий на 2012 год в разрезе источников финансирования

 

2.1. Финансовое обеспечение Территориальной программы в 2012 году составило 12 757,6 млн. руб., в том числе за счет средств областного бюджета 3 257,1 млн.руб., муниципальных бюджетов      441,5 млн.руб. и средств системы ОМС 9 059,0 млн.руб. (таблица 2).

Анализ исполнения стоимости Территориальной программы за 2012 год в разрезе источников финансирования (млн.руб.)                                                                                                                      

  Таблица 2

Финансовое обеспечение

Первоначально утверждено

Утверждено с учетом корректировок

Фактически исполнено

Отклонение гр.4 / гр.3    (в %)

Отклонение гр.4 / гр.3

1

2

3

4

5

6

Стоимость Территориальной программы всего, в т.ч.:

12 596,6

12 932,3

12 757,6

99%

-174,7

из средств бюджета, из них:

3 722,6

3 754,7

3 698,6

99%

-56,1

муниципального

544,1

418,5

441,5

105%

23,0

областного

3 178,5

3 336,2

3 257,1

98%

-79,1

из средств ОМС

8 874,0

9 177,6

9 059,0

99%

-118,6

 

Территориальная программа государственных гарантий 2012 года  по стоимости выполнена на 99%. В разрезе источников финансирования можно отметить, что фактическое исполнение за счет средств бюджетов составило 99% от запланированного, в том числе:

         - за счет средств муниципального бюджета - 105%;

         - за счет средств областного бюджета -  98%.

Фактическое исполнение Территориальной Программы ОМС составило 99% от запланированного, в том числе:

1) На оплату медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС - 96%;

2) На оплату медицинской помощи по видам сверх базовой программы ОМС - 100%;

3) На оплату медицинской помощи по статьям сверх базовой программы ОМС -  100%;

4) Финансирование страховых медицинских организаций и выполнение фондом управленческих функций - 95% .

2.2. Расходы на финансирование Территориальной программы в 2012 году выросли на 14,2% по сравнению с 2011 годом.

Структура расходов Территориальной программы в 2012 году выглядит следующим образом (рисунок  2):

- из средств бюджета – 29% (в 2011 году доля составляла 28%);

- из средств ОМС – 71%, в том числе взносы на ОМС неработающего населения составили 49% от общей стоимости (в 2011 году 72% и 43% соответственно).

 

Структура расходов Территориальной программы в 2012 году Рисунок 2

В 2012 году в рамках реализации заданных направлений через межбюджетные трансферты из областного бюджета Ленинградской области в бюджет ТФОМС в рамках ТП ОМС продолжилось финансовое обеспечение медицинской помощи по видам и заболеваниям сверх базовой программы ОМС, а также финансовое обеспечение медицинской помощи в рамках ТП ОМС при переходе на одноканальное финансирование (расширение статей расходов) в общей сумме 1956,1 млн. руб.,  в том числе на:

- коммунальные услуги, услуги по содержанию имущества в части расходов на текущий ремонт зданий и сооружений, увеличение стоимости основных средств (оборудование стоимостью до 100 тысяч рублей) в размере 970,8 млн. руб.;

- скорую медицинскую помощь – 867,6 млн.  руб.;

- первичную специализированную медико-санитарную помощь (психиатрия, фтизиатрия, венерология) – 117,7 млн. руб.

2.3. Утвержденный подушевой норматив финансирования Территориальной программы (рассчитан в соответствии с Методическими рекомендациями) составил 8 899 руб., в том числе 6 729 руб. за счет средств обязательного медицинского страхования  и 2 170 руб. за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных образований. 

Фактический подушевой норматив исполнения Территориальной программы составил 8 778 руб. (99% от утвержденного норматива), в том числе за счет средств обязательного медицинского страхования 6 640 руб. (99% от утвержденного норматива)  и 2 138 руб. из средств соответствующих бюджетов (99% от утвержденного норматива):

Рисунок 3

3.   Анализ реализации Территориальной программы по видам и условиям предоставления медицинской помощи

3.1. Структура расходов по условиям предоставления медицинской помощи в рамках Территориальной программы в 2011 и 2012 годах представлена в таблице 3 (исполнение в млн.руб.):

Таблица 3

Условиям оказания медицинской помощи

2011 год

Структура к итогу в %

2012 год

Структура к итогу в %

Скорая

812,1

7,4

908,3

7,2

Амбулаторная

3 252,4

29,5

3 997,8

31,7

Стационарная, в т.ч. ВМП

5 485,6

49,7

6 147,0

48,8

в дневных стационарах

291,5

2,6

422,2

3,4

Прочие виды

1 189,2

10,8

1 118,8

8,9

ИТОГО без АУП:

11 030,8

100,0

12 594,1

100,0

 

Проведенный анализ структуры расходов на медицинскую помощь, предоставленную населению Ленинградской области показал, что в общей структуре расходов отмечена позитивная тенденция сокращения доли расходов на стационарную медицинскую помощь (с учетом высокотехнологичной помощи с 49,7% до 48,8% в 2012 году), на скорую медицинскую помощь (с  7,4% до 7,2% в 2012 году) и возрастания доли расходов на амбулаторную медицинскую помощь – (с 29,5% до 31,7% в 2012 году), а также на медицинскую помощь, предоставляемую в дневных стационарах (с 2,6% до 3,4% в 2012 году). Доля расходов на прочие виды медицинской помощи (службы переливания крови, бюро судебно-медицинской экспертизы, патологоанатомических бюро, санаториев, домов ребенка, льготный отпуск лекарственных средств и прочее) снизилась с 10,8% до 8,9% в 2012 году.

3.2. Фактические объемы медицинской помощи, предоставляемой населению по условиям ее оказания в рамках Территориальной программы представлены в таблице 4.

Анализ выполнения нормативов объемов медицинской помощи по условиям ее оказания (на жителя / на застрахованное лицо)

 

Таблица 4

Виды медицинской помощи по источникам финансирования

По федеральным нормативам

Утвержденные (Постанов-лением Правительства Ленинградской  области  от  24.12.2012 №438)

Фактически выполнено 2012 год

Отклонение в %

Скорая медицинская помощь всего

0,318

0,290

0,295

102

в т.ч. в рамках ТП ОМС

0,318

0,289

0,294

102

Амбулаторно-поликлиническая помощь всего

9,700

9,480

8,994

95

в т.ч. по базовой программе ОМС

8,962

9,002

8,516

95

Стационарная помощь всего

2,780

2,512

2,711

108

в т.ч. по базовой программе ОМС

1,894

1,902

2,115

111

Дневное пребывание всего

0,590

0,494

0,516

104

в т.ч. по базовой программе ОМС

0,490

0,492

0,514

104

 

На 2012 год утверждено в расчете на 1 жителя 0,290 вызовов скорой медицинской помощи (без учета объемов ФГБУЗ «Центральная медико-санитарная часть № 38 Федерального медико-биологического агентства», так как финансирование осуществляется ФМБА). Выполнение запланированных объемов составило 102% от утвержденных, и не превышает федеральный норматив.

Объем амбулаторной медицинской помощи в среднем составил   8,944 посещений на 1 человека и не достиг федерального норматива. Выполнение запланированных объемов составило 95% от утвержденных, в том числе в рамках базовой программы ОМС объемы выполнены на 95%.

Фактически выполненный объем стационарной медицинской помощи в среднем составил 2,711 койко-дня на 1 человека и не превысил федеральный норматив (2,780 койко-дня на 1 человека).  Выполнение запланированных объемов в среднем по круглосуточному стационару составило 108%, в рамках базовой программы ОМС объемы выполнены на 111%.

В дневных стационарах объем медицинской помощи в среднем составил 0,516 пациенто-дней на 1 человека, что ниже федерального норматива. Выполнение запланированных объемов составило 104% от утвержденных, в том числе в рамках базовой программы ОМС объемы выполнены на 104%.

В 2012 году продолжились положительные изменения по снижению общей смертности и смертности по причинам, а также заболеваемости по ряду социально значимых заболеваний:

- в сравнении с 2011 годом на 1% снизилась общая смертность населения, показатель составил 1471 на 100000 человек населения (плановый показатель 1540);

- смертность населения в трудоспособном возрасте в Ленинградской области в 2012 году снизилась на 9,8% и составила 640,2 на 100000 лиц трудоспособного возраста (плановый показатель – 690,0);

- показатель материнской смертности снизился с 13,47 до 12,81 на 100000 родов, при  целевом критерии 16,0 на  100000 родов;

- снизилась смертность населения от внешних причин со 160,4 до 157,9, при целевом критерии 203,8 на 100000 населения;

- отмечено снижение смертности от туберкулеза с 14,4 до 11,7 на 100000 населения при целевом критерии 18,0.

В 2012 году снизилось число лиц, страдающих социально значимыми заболеваниями, с диагнозом, установленным впервые в жизни, в том числе больных туберкулезом 50,2 на 100000 населения, при целевом показателе 87,0 (в 2011 году показатель составил 55,4). Число лиц с заболеваниями, передающимися половым путем, составило 138,3 на 100000 населения, целевое значение  - 270,0. Продолжает снижаться заболеваемость ВИЧ-инфекцией. Заболеваемость злокачественными новообразованиями составила 290,8 на 100000 жителей, что меньше уровня 2011 года (329,0) и ниже целевого значения (341,7).

На фоне общей положительной динамики отмечены рост заболеваемости гепатитами (в 2011 году было снижение), незначительный рост смертности от злокачественных новообразований (с 215,7 до 222,3 на 100000 населения), болезней системы кровообращения (с 827,4 до 846,2). Оба этих показателей выше целевых значений.

Вышесказанное требует дополнительных усилий по раннему выявлению онкологических заболеваний и болезней системы кровообращения, а также по организации современных технологий оказания помощи. В 2013 году эта работа связана, главным образом, с проведением диспансеризации взрослого населения и детей в соответствии с нормативными документами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Ленинградской области, совершенствования деятельности межмуниципальных центров, центральных районных больниц и областных учреждений здравоохранения.

 



Документы по теме:
::  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту распоряжения Правительства Ленинградской области «Об итогах исполнения Территориальной программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи в Ленинградской области на 2012 год» (127Кб)

© 2001-2017 гг. Комитет по печати и связям с общественностью Ленинградской области
Для детей старше шести лет
Сетевое издание «Официальный интернет-портал
Администрации Ленинградской области»
Разработано: ЗАО "Кторстудио"
При любом использовании материалов сайта, ссылка на www.lenobl.ru обязательна.